позициях, которые ребенок занял в отношении себя и других в детстве.
Понятие психологической позиции является одним из основных в Т. а. Известным
пропагандистом Т. а. стал психиатр Харрис (Harris Т. А.) благодаря своей книге «Я о'кей ты о'кей».
Название книги выражает позицию, которой человек должен добиться в процессе Т. а. Харрис
различает 4, а Инглиш (English F.) 5 основных позиций.
Первая позиция: «я о'кей ты о'кей». Эта позиция полного довольства и принятия других может
быть определена как гармоничная, или симбиотическая, и соответствует положению эмбриона в чреве
матери, который находит себя и свое окружение благополучным (о'кей). Позиция может поддерживаться
между младенцем и матерью, однако если ребенок застревает на ней, полагая, что он всю жизнь будет
оставаться самой важной персоной, то со временем возникнут разочарования и отрицательные
переживания.
Вторая позиция: «я не о'кей ты не о'кей». Если ребенок в начале своей жизни окружен
вниманием, теплом и заботой, а затем, в силу каких-то жизненных обстоятельств, отношение к нему
радикально меняется, то он начинает ощущать себя неблагополучным (не о'кей). Жизнь утрачивает
позитивные аспекты. Сохранение такого положения может подействовать деструктивно и привести к
убеждению: «Жизнь ничего не стоит».
Третья позиция: «я не о'кей ты о'кей». Очень скоро ребенок начинает переживать, что он
маленький, беспомощный, зависит от взрослых; он ощущает себя менее ценным, чем окружающие его
взрослые. Это может измениться только в том случае, если самооценка ребенка будет повышаться. Если
же этого не происходит, то такое состояние фиксируется, что в конце концов приводит к осуществлению
сценария, в котором главную роль играют депрессия, резигнация и чувство неполноценности: «Моя
жизнь ничего не стоит».
Четвертая позиция: «я о'кей ты не о'кей». Если ребенка «не поглаживают», плохо с ним
обращаются, то он приходит к заключению: «Только я один могу защитить себя, только я один хороший,
а другие плохие». Осуществление жизненного сценария на основе этой позиции может привести к
криминальной ситуации: «Ваша жизнь немногого стоит».
Пятая позиция: «я о'кей ты о'кей». Это реалистическая позиция. Она не основывается на
ранних детских решениях, а выбирается осознанно. К ней человек приходит через жизненный опыт,
посредством переоценки ценностей, через мораль и философию. В этой позиции никто не проигрывает,
а каждый по-своему приходит к своей победе: «Жизнь стоит того, чтобы жить».
Психологические позиции возникают не только в отношении себя и других, но и в отношении
другого пола. Приняв психологическую позицию, личность старается укрепить ее, чтобы
стабилизировать самооценку и сохранить свое восприятие окружающего мира. Психологическая
позиция становится жизненной позицией, исходя из которой играют в игры и осуществляют
жизненный сценарий. Например, женщина, которую в детстве третировал отец-алкоголик, принимает 2
позиции: «Я ничего не стою» (я не о'кей) и «Мужчины это животные, которые будут обижать меня»
(мужчины не о'кей). Исходя из этого, она выбирает людей, которые играют определенные роли,
соответствующие ее жизненному сценарию. Так, она выходит замуж за «животное», к тому же
алкоголика. В дополнение к этому на людях она играет в игру «Насильник»: привлекая мужчину беседой,
пытается его соблазнить; если же он не поддается на это, она с возмущением отвергает его, еще раз
убеждаясь, что «мужчины это животные, которые хотят обидеть» ее (коллекционирование «любимых
чувств»).
Сценарий это жизненный план, напоминающий спектакль, который личность вынуждена
играть. Он зависит от позиций, принятых в детстве, и записывается в детское Я-состояние через
трансакции, происходящие между родителями и ребенком. Игры, в которые играют люди, являются
частью сценария. Осознав свои позиции и игры, личность может понять свой жизненный сценарий.
Анализ его является основной целью Т. а. По Берну, почти вся человеческая деятельность
запрограммирована жизненным сценарием, начинающимся в раннем детстве. Первоначально сценарий
пишется невербально (позиции, принимаемые в детстве «я о'кей», «я не о'кей», записываются
невербально), затем дети получают от родителей вербальные сценарные сообщения, которые могут
относиться к общему жизненному плану («ты станешь знаменитым», «ты неудачник, ты никогда ничего
не достигнешь»), а могут касаться различных сторон жизни человека: ребенку предписывается
|