профессиональный сценарий («ты настоящий артист»), сценарий относительно своего пола и
женитьбы-замужества («ты такой хилый, ты никогда не станешь настоящим мужчиной», «не
рассчитывай со своими данными выйти замуж»), относительно образования, религии, спорта,
увлечений и т. п. При этом родительские сценарные сообщения могут быть конструктивными,
деструктивными (в крайних случаях ведущими к самоубийству) и непродуктивными. По Берну, в
каждом ребенке скрывается «принц» или «принцесса», но уже в самом начале жизни некоторые дети
получают от значимых для них людей сообщения, содержащие в той или иной форме пренебрежение,
что и вынуждает детей действовать ниже своих реальных способностей. Они становятся «лягушками»,
вместо того чтобы быть «принцами», которыми рождены («принц» и «лягушка» аналогии, взятые
Берном из сказки о «Царевне-лягушке»).
Т. а. это интеракционная психотерапия,
которая проводится в групповой форме. Пациентов
обучают основным понятиям Т. а., пониманию механизмов поведения и их расстройств. Психотерапевт
и пациенты пользуются при этом доской и мелом. Целью работы является осознание членами группы
того, в пределах какого Я-состояния они обычно функционируют (структурный анализ). Развивая это
осознание, пациенты исследуют раннее программирование, послания (сообщения), которые они
получали от родителей, и свои ранние решения в отношении собственного достоинства («я о'кей», «я не
о'кей») и жизненной позиции. Главная цель Т. а., по Р. Гулдинг (Goulding R. L.) и М. Гулдинг (Goulding
M.), состоит в пересмотре ранних решений. Авторы отвергают представление Берна о том, что мы
пассивно следуем сценарию и являемся жертвами раннего обусловливания, и полагают, что решения
принимаются нами в ответ на реальные и воображаемые родительские послания и таким образом мы
сами изначально создаем свой сценарий. Если было принято раннее решение, то с помощью различных
психотерапевтических приемов члены группы могут заново пережить сцены раннего детства, оживить
ситуации, в которых они приняли определенное пораженческое решение относительно себя и своей
жизни, и в конце концов могут принять новое решение на интеллектуальном и эмоциональном уровне.
Авторами развит модифицированный вариант Т. а., сочетающий свои принципы и приемы с
гештальт-терапией, психодрамой и модификацией поведения. Несмотря на то, что трансактная группа
является интеракционной и работа в ней должна приводить к интеллектуальному и эмоциональному
инсайту,
большой акцент делается на рациональном подходе. Руководитель группы выступает в
большей степени как учитель, часто использует дидактические подходы, чтобы помочь пациентам
испытать инсайт и установить контроль над своей жизнью. Конечной целью Т. а. является достижение
автономии личности, что помогает определить свою собственную судьбу, принять ответственность за
свои поступки и чувства.
В основе практики Т. а. лежит контракт, в котором оговариваются условия лечения.
Психотерапевтический контракт включает цели, поставленные пациентом перед собой, и пути, по
которым эти цели будут достигаться; сюда вносятся предложения психотерапевта по лечению и список
требований к пациенту, которые он обязуется выполнять. Пациент решает, какие убеждения, эмоции и
стереотипы поведения он должен изменить в себе, чтобы достигнуть намеченных целей. После
пересмотра ранних решений пациенты начинают думать, вести себя и чувствовать по-другому, стремясь
приобрести автономию.
Т. а. может использоваться при лечении неврозов в широком возрастном диапазоне. Менее
эффективно его применение для лечения психотических больных, а также больных с тяжелыми
хроническими формами неврозов. Сильной стороной Т. а. является установление общего языка с
пациентом, что облегчает формирование психотерапевтического контакта (Лычагина Л. И., 1983).
ТРАНСКУЛЬТУРНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Направление в психотерапии, которое занимается
значением и влиянием культурных факторов. Т. п. в данный момент еще не является самостоятельной
дисциплиной, здесь уместнее говорить о движении в рамках психотерапии. Сходный подход имеется в
психиатрии, где наблюдается формирование транскультурной психиатрии.
Т. п. своими корнями уходит в европейскую психиатрию, занимающуюся физическими
болезнями в далеких и «экзотических» странах. Там мы можем найти известные и неизвестные
определения для распространенных у нас сегодня «душевных болезней». С точки зрения истории
медицины современный подход к «сравнительной психиатрии» берет свое начало от работ немецкого
психиатра Крепелина (Kraepelin E.) в 1904 г. Его исследования на острове Ява вошли в историю
|