Navigation bar
  Print document Start Previous page
 73 of 825 
Next page End  

методы опираются на невербальную активность, невербальную коммуникацию и концентрируются на
анализе невербальной продукции.
К вербальным методам групповой психотерапии обычно относят групповую дискуссию и
психодраму,
к невербальным —
психогимнастику, проективный рисунок, музыкотерапию,
хореотерапию и др.
Формально разделение методов групповой психотерапии на вербальные и невербальные
является оправданным, однако практически любое взаимодействие в группе включает как вербальный,
так и невербальный компоненты. Учет и анализ невербального поведения и взаимодействия в процессе
использования вербальных методов (например, групповой дискуссии) позволяет более полно и
адекватно раскрыть содержание той или иной вербальной коммуникации. Тенденция к использованию
различных невербальных приемов в ходе групповой дискуссии, существенно обогащающая
методический арсенал психотерапевта, расширяет содержание и улучшает качество обратной связи за
счет включения невербального материала. Все это в определенной степени выводит групповую
дискуссию из жестких рамок исключительно вербального, разговорного метода. Вместе с тем
использование невербальных приемов не исключает необходимости вербального взаимодействия, в
частности обмена мнениями о происходящем, вербализации невербальной коммуникации,
эмоциональных состояний. В связи с развитием психотерапевтических направлений, основывающихся
прежде всего на непосредственных эмоциональных переживаниях, наметилось частичное
отождествление термина «вербальный» с терминами «рациональный», «познавательный»,
«когнитивный» и противопоставление трех последних понятиям «невербальный», «эмоциональный»,
«опытный» (в смысле опыта непосредственного переживания). Разграничение методов групповой
психотерапии носит в значительной степени условный характер и целесообразно лишь с точки зрения
преобладающего типа исходной коммуникации. Не существует данных, позволяющих утверждать, что
вербальные методы способствуют лишь интеллектуальному осознанию,
т. е. выполняют когнитивную
функцию, а невербальные — эмоциональному переживанию. Каждый психотерапевтический метод в
рамках групповой психотерапии, вне зависимости от того, вербальный он или невербальный, может
затрагивать и когнитивную, и эмоциональную, и поведенческую сферы пациента.
ВЕРИФИКАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВНУШЕНИЯ СВЯДОЩА. Известно, что внушение
невозможно при отсутствии семантического (смыслового) содержания в сообщении. Так, например,
человеку нельзя что-либо внушить на незнакомом ему языке. Однако далеко не всякая информация
оказывает внушающее воздействие. В зависимости от формы подачи, источника поступления и
индивидуальных особенностей личности одна и та же информация может оказать либо не оказать его.
Для ответа на этот вопрос А. М. Свядощ (1982) выдвинул следующую концепцию.
Согласно В. к. в. С., в мозгу человека протекают процессы верификации информации, т. е.
определения ее достоверности. На живой организм падает огромное количество различных, иногда
противоречивых сигналов, несущих информацию о происходящем как во внешней, так и во внутренней
среде. Более сложные из них подвергаются логической переработке и оценке, осуществляемой путем
сознательного целенаправленного мышления. Однако большая часть поступающей информации
подвергается в соответствии с имеющимися алгоритмами автоматической, неосознаваемой оценке с
точки зрения ее достоверности и значимости. Благодаря этому организм, не загружая сознания,
ограждается от неадекватного реагирования на сигналы, которые к нему не имеют отношения либо
несут ложную или несущественную информацию. Так, оборонительная реакция не возникнет, если
ребенок, направив игрушечное ружье, будет выкрикивать слова угрозы; не возникнет и ощущения
запаха, если, подав палочку, ребенок скажет, что это букет цветов.
Особенность внушения кроется в том, что при нем, помимо основной (семантической)
информации, определяющей содержание внушения, вводится еще добавочная (верифицирующая)
информация, повышающая достоверность основной. Так, например, психотерапевт просто говорит
больному «Руке не больно». Далее он внушает ему же: «Руке не больно!» Во втором случае добавочную
информацию несет голос психотерапевта — интонация речи, мимика, авторитет врача. Если этой
добавочной информации не будет или окажется недостаточно, то эффект внушения не наступит.
Для исследования добавочной информации были записаны на магнитофон и подвергнуты
спектральному анализу с помощью интонографа одни и те же фразы, произнесенные обычным тоном и
Hosted by uCoz