Navigation bar
  Print document Start Previous page
 74 of 825 
Next page End  

тоном внушения. Таким путем после соответствующей математической обработки удалось получить
цифровые физические характеристики, отличающие повествовательную речь от внушающей, и выявить
некоторые особенности верифицирующей информации.
Чем более уверенным тоном говорит человек, тем более верифицирующее действие оказывает
его речь. Нередко верифицирующий эффект дает повторность поступления информации. Ложная
верификация информации лежит в основе плацебо-эффекта, а также играет большую роль в косвенном
внушении,
благодаря чему больной приписывает терапевтическую активность веществу, которое в
действительности ею не обладает.
Восприятие информации без ее критической переработки свойственно маленьким детям и в этом
возрасте биологически целесообразно. Лишь в дальнейшем, по мере накопления детьми жизненного
опыта и развития логических способностей, воспринимаемое начинает подвергаться ими критической
переработке. В той или иной степени внушаемы и взрослые люди. Верификация информации
затруднена, в связи с чем внушаемость повышена при неожиданности сообщения, а также в тех случаях,
когда недостаточно развиты или ослаблены критические способности (при астении, суженном
сознании, гипнотических состояниях). Отсюда понятно, почему внушаемость часто повышена у лиц
суеверных, отсталых, с проявлениями дебильности, истощенных, у наркоманов, у страдающих
импотенцией, астенизированных соматогенными заболеваниями или психогенными воздействиями, у
лиц с некоторыми формами психопатии, находящихся в состоянии аффекта.
Внушающее влияние раздражителя будет сильнее, если вызываемое им действие усилится уже
имеющимися представлениями. Так, например, человеку, постоянно опасающемуся за свое здоровье,
могут быть легче внушены ипохондрические идеи. При истерии проще внушаются представления,
обладающие «условной приятностью или желательностью». Таким образом, внушаемость может
оказаться избирательно повышенной лишь в отношении определенного круга представлений.
ВИДЕООБРАТНАЯ СВЯЗЬ В ПСИХОТЕРАПИИ. В основе ее лежит использование
видеотехники, с помощью которой пациентам создают условия для самоконфронтации через
предъявление им объективного и нейтрального отражения их собственного поведения, а в случае
групповой психотерапии —
возможности для проверки и пересмотра своих понятий о «других в
восприятии "Я"» и «"Я" в восприятии других». Подобная практика повышает уровень рефлексивности у
пациентов, что переносится ими на отношения и вне группы. Именно таким путем, содействуя
психотерапевтической задаче «пересмотра "Я"», эффективнее и намеренно могут интегрироваться новые
позиции.
По способам применения и средствам привлечения внимания к содержанию предъявленной
информации различают (Кульгавин Л. М., Подсадный С. А., 1994) активную видеообратную связь, когда
отобранный фрагмент видеозаписи демонстрируется больным с подробными комментариями
психотерапевта, и пассивную видеообратную связь, когда видеосюжеты используются без анализа их
специалистами. По времени предъявления выделяют прямую видеообратную связь, т. е. по ходу
лечебных сеансов, и отсроченную, т. е. по завершении психотерапевтических занятий; по содержанию
отобранных материалов — тематически-ориентированную, когда внимание акцентируется, например,
на восприятии преимущественно невербальных способов взаимодействия или на распознавании
вербально-логической системы знаков в структуре речевого поведения, и аморфную видеообратную
связь, ориентированную на восприятие и интерпретацию больными поведения в целом. Варианты
использования видеообратной связи представлены по классификации, разработанной в Научно-
исследовательском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева. Путем электронного монтажа
возможны также изменения пространственно-временных характеристик видеообратной связи (с
очевидным замедлением или ускорением распознаваемых процессов).
Необходимые предпосылки или наиболее общие условия для эффективного использования
видеообратной связи в индивидуальной и групповой психотерапии сводятся к следующему: 1) основные
характеристики видеообратной связи определяются целью и задачами всего курса психотерапии и
соответствуют той общетеоретической концепции, которой психотерапевт руководствуется в своей
деятельности; 2) необходимо учитывать, насколько видеообратная связь помогает пациенту узнать что-
либо новое о себе или облегчить ему изменение собственного поведения; 3) видеообратная связь во
многих случаях эффективна применительно к такому поведению, которое пациент может изменить, и
Hosted by uCoz