важнейшими планами функционирования человека: эмоциональным, познавательным (когнитивным) и
поведенческим.
Преимущественно с эмоциональной сферой связаны такие факторы, как безусловное принятие,
толерантность, интерес, симпатия, забота, групповая сплоченность, катарсис,
переживание сильных
эмоций, проявление интенсивных личных чувств, альтруизм, коррективный эмоциональный опыт,
перенос, идентификация.
В этой же плоскости, но с ориентированностью в будущее, находятся такие факторы, как вера,
надежда, которые выражают частично осознанную возможность достижения цели. Внушение и
поддержание надежды, веры в выздоровление имеют место при всех видах психотерапии. В качестве
основного механизма лечебного действия они выступают при использовании прямых суггестивных
внушений, плацебо-терапии и некоторых других. Появление и укрепление веры у пациента в
успешность психотерапии неразрывно связано с верой психотерапевта в себя и в эффективность
применяемого им метода. Способность врача с первых встреч «заразить» больного уверенностью,
привить ее часто предопределяет успех последующих действий специалиста. Вера в выздоровление и
возникновение положительной перспективы, появление надежды неотделимы друг от друга и
обращены прежде всего к «здоровой» части личности.
Наличие в группе больных с хорошими результатами от проведенного лечения, находящихся на
разных этапах его, усиливает действие этих факторов (при групповой и коллективной психотерапии,
групповых формах гипноза, аутогенной тренировки и др.). Появление перспективы становится новым
мотивом, помогающим продолжать лечение и преодолевать трудности.
Преимущественно к когнитивной сфере относятся такие Ф. л. д. п., как получение новой
информации, советы и рекомендации, интеллектуализация, обратная связь,
самоэксплорация,
конфронтация,
тестирование реальности, универсальность (осознание и ощущение общности). В эту
группу входят механизмы лечебного действия, которые в значительной степени снижают уровень
неопределенности представлений пациента о своей болезни, личностных проблемах, ближайших целях
и задачах, что приводит к дистанцированию от значимых переживаний, которые послужили
источником декомпенсации, обесцениванию их. Происходит расширение образа «Я» за счет включения
в него прежде отвергаемых его аспектов: представления о себе, своем поведении, целях, способах их
реализации. В некоторых видах психотерапии изменения в этой плоскости являются определяющими
в рациональной, групповой и коллективной психотерапии, когнитивной психотерапии, рационально-
эмоциональной психотерапии, личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии
Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова и др.
К поведенческой сфере могут быть отнесены такие Ф. л. д. п., как межличностное научение,
имитационное научение (подражание), десенсибилизация, экспериментирование с новыми формами
поведения, приобретение навыков социализации. Научение в широком смысле при разных формах
психотерапии происходит как прямо через инструкции, рекомендации, команды, советы, так и
косвенно путем наблюдения, моделирования, явного и неявного использования поощрения и
наказания (чаще в форме социального неодобрения, неприятия). Групповые формы психотерапии для
реализации научения предоставляют большие возможности. Группа позволяет пациенту исследовать
особенности межличностных взаимодействий, вычленить в них конструктивные и неконструктивные
элементы, приносящие удовлетворение или вызывающие негативные переживания, выбрать
адекватные стереотипы поведения в соответствии с собственными целями и с учетом ожиданий других.
ФАРМАКОЛОГИЧЕСКАЯ АБРЕАКЦИЯ. Предполагает использование медикаментозных
средств для достижения катарсиса (эфир, амитал-натрий и пр.). В период, когда лекарство начинает
действовать, пациент поощряется к погружению в психотравмирующую ситуацию как можно с более
сильным эмоциональным реагированием (он может кричать, браниться, плакать и т. д.). Ф. а. более
эффективна при неглубоком уровне вытеснения, обычно отмечаемом в случаях недлительных
травматических неврозов.
ФИЛОСОФСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ПО СААКЯНУ. Философская психотерапия по Саакяну
(Sahakian W. S., 1976) это система, использующая представления, установки, убеждения,
мировоззрение (философию жизни) человека как средство изменения, контроля или совладания с его
психологическими или эмоциональными проблемами и, следовательно, влияния на его поведенческие
|