Navigation bar
  Print document Start Previous page
 737 of 825 
Next page End  

важнейшими планами функционирования человека: эмоциональным, познавательным (когнитивным) и
поведенческим.
Преимущественно с эмоциональной сферой связаны такие факторы, как безусловное принятие,
толерантность, интерес, симпатия, забота, групповая сплоченность, катарсис,
переживание сильных
эмоций, проявление интенсивных личных чувств, альтруизм, коррективный эмоциональный опыт,
перенос, идентификация.
В этой же плоскости, но с ориентированностью в будущее, находятся такие факторы, как вера,
надежда, которые выражают частично осознанную возможность достижения цели. Внушение и
поддержание надежды, веры в выздоровление имеют место при всех видах психотерапии. В качестве
основного механизма лечебного действия они выступают при использовании прямых суггестивных
внушений, плацебо-терапии и некоторых других. Появление и укрепление веры у пациента в
успешность психотерапии неразрывно связано с верой психотерапевта в себя и в эффективность
применяемого им метода. Способность врача с первых встреч «заразить» больного уверенностью,
привить ее часто предопределяет успех последующих действий специалиста. Вера в выздоровление и
возникновение положительной перспективы, появление надежды неотделимы друг от друга и
обращены прежде всего к «здоровой» части личности.
Наличие в группе больных с хорошими результатами от проведенного лечения, находящихся на
разных этапах его, усиливает действие этих факторов (при групповой и коллективной психотерапии,
групповых формах гипноза, аутогенной тренировки и др.). Появление перспективы становится новым
мотивом, помогающим продолжать лечение и преодолевать трудности.
Преимущественно к когнитивной сфере относятся такие Ф. л. д. п., как получение новой
информации, советы и рекомендации, интеллектуализация, обратная связь,
самоэксплорация,
конфронтация,
тестирование реальности, универсальность (осознание и ощущение общности). В эту
группу входят механизмы лечебного действия, которые в значительной степени снижают уровень
неопределенности представлений пациента о своей болезни, личностных проблемах, ближайших целях
и задачах, что приводит к дистанцированию от значимых переживаний, которые послужили
источником декомпенсации, обесцениванию их. Происходит расширение образа «Я» за счет включения
в него прежде отвергаемых его аспектов: представления о себе, своем поведении, целях, способах их
реализации. В некоторых видах психотерапии изменения в этой плоскости являются определяющими —
в рациональной, групповой и коллективной психотерапии, когнитивной психотерапии, рационально-
эмоциональной психотерапии, личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии
Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова и др.
К поведенческой сфере могут быть отнесены такие Ф. л. д. п., как межличностное научение,
имитационное научение (подражание), десенсибилизация, экспериментирование с новыми формами
поведения, приобретение навыков социализации. Научение в широком смысле при разных формах
психотерапии происходит как прямо — через инструкции, рекомендации, команды, советы, так и
косвенно — путем наблюдения, моделирования, явного и неявного использования поощрения и
наказания (чаще в форме социального неодобрения, неприятия). Групповые формы психотерапии для
реализации научения предоставляют большие возможности. Группа позволяет пациенту исследовать
особенности межличностных взаимодействий, вычленить в них конструктивные и неконструктивные
элементы, приносящие удовлетворение или вызывающие негативные переживания, выбрать
адекватные стереотипы поведения в соответствии с собственными целями и с учетом ожиданий других.
ФАРМАКОЛОГИЧЕСКАЯ АБРЕАКЦИЯ. Предполагает использование медикаментозных
средств для достижения катарсиса (эфир, амитал-натрий и пр.). В период, когда лекарство начинает
действовать, пациент поощряется к погружению в психотравмирующую ситуацию как можно с более
сильным эмоциональным реагированием (он может кричать, браниться, плакать и т. д.). Ф. а. более
эффективна при неглубоком уровне вытеснения, обычно отмечаемом в случаях недлительных
травматических неврозов.
ФИЛОСОФСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ПО СААКЯНУ. Философская психотерапия по Саакяну
(Sahakian W. S., 1976) — это система, использующая представления, установки, убеждения,
мировоззрение (философию жизни) человека как средство изменения, контроля или совладания с его
психологическими или эмоциональными проблемами и, следовательно, влияния на его поведенческие
Hosted by uCoz