Обосновывая эффективность фокальной психотерапии, Малан большое значение придавал
«энтузиазму психотерапевта» в качестве существенного неспецифического фактора.
По мнению Беккера, важнейшую роль в Ф. п. п. М. играет вводимый в психотерапевтический
процесс с самого его начала фактор «временных рамок», который интенсифицирует постановку
терапевтических целей, разработку плана терапии, даже если вначале речь идет лишь о предположениях
и намерениях. Здесь видны существенные различия с бесконечным или имеющим открытое и
неопределенное завершение психоанализом. На второй план в этих условиях отходит вопрос, следует ли
проводить от 10 до 40 психотерапевтических занятий, как предлагал сам Малан, или 20, как считал
Сифнеос.
По данным многих авторов, из всех психоаналитических методик именно фокальная
психотерапия часто дает наиболее убедительные результаты. Краткость и четкая целевая ориентация
делают ее к тому же более доступной для контролируемых эмпирических исследований, чем в случаях
применения психоанализа.
ФРАКЦИОННЫЙ ГИПНОЗ. Методика гипнотизации, проводимой дробным (фракционным)
способом. Предложена Фогтом (Vogt О.) в конце прошлого века. Ф. г. позволяет добиться более глубоких
стадий гипноза (до сомнамбулизма)
путем обсуждения с пациентом его ощущений, действия гипноза,
устранения настороженного, боязливого отношения к методу. С этой целью гипнотизацию проводят
многократно в течение одного сеанса. Через каждые 3-5 минут гипнотизируемого выводят из
гипнотического состояния, проводится обсуждение, а при следующей гипнотизации используется отчет
пациента для достижения более глубокой степени гипноза. Ф. г. может быть рекомендован для
малогипнабельных лиц или пациентов, настороженно относящихся к гипнозу.
ФРАНКЛ Виктор Эмиль (Frankl V. E., 1905 г. р.). Родился в Вене на родине двух школ
психотерапии (Фрейда (Freud S.) и Адлера (Adler А.)). В течение нескольких лет Ф. являлся активным
членом Общества индивидуальной психологии, которое покинул в 1927 г. после критических
выступлений в адрес некоторых ее положений. Впоследствии практически во всех его трудах
встречались и Фрейд и Адлер как явные или неявные оппоненты.
Получив в 1930 г. степень доктора медицины, Ф. продолжал работать в клинической
психиатрии. Уже к концу 30-х гг. в статьях, опубликованных им в различных медицинских журналах,
можно найти формулировки всех основных идей, на основе которых в дальнейшем выросло здание его
теории логотерапии и экзистенциального анализа.
Рядом с датами 1942-1945 гг. в биографии Ф. стоит короткая строчка: пребывание в нацистских
концлагерях. Опыт этих страшных лет и смысл, извлеченный из него, он описал в книге «Психолог в
концлагере» (1946), вышедшей затем на разных языках общим тиражом 2,5 млн. экземпляров. Именно
там получил проверку и подтверждение его взгляд на человека. В нацистском лагере можно было
наблюдать, что те, кто знал, что есть некая задача, которая ждет своего решения и осуществления, были
в большей степени способны к выживанию. Когда Ф. забрали в Освенцим, его рукопись, уже готовая к
публикации, была конфискована, и «только глубокое стремление написать эту рукопись заново помогло
выдержать зверства лагерной жизни».
В 1946 г. Ф. стал директором женской неврологической больницы, с 1947 г. преподавал в
Венском университете. В 1949 г. получил степень доктора философии, возглавил Австрийское общество
врачей-психотерапевтов. С 1955 г. Ф. профессор неврологии и психиатрии женского университета.
Конец 40-х гг. отмечен всплеском творческой активности Ф.: одна за другой появляются его
философские, психологические, медицинские книги. Издание его трудов на английском языке принесло
ему всемирную известность. Школу Ф. стали называть Третьей венской школой психотерапии.
В это время он много ездил по миру и был одним из тех, кто констатировал в 50-60-е гг. все
более широкое распространение в обществе утраты людьми смысла жизни. Ему удалось понять
психологические корни этого явления и дать ответ на многие вопросы, пришедшие с новой эпохой.
«Каждому времени требуется своя психотерапия», писал Ф. Созданная им логотерапия помогает
человеку в поисках смысла жизни; она отвечает на запросы времени, а потому может помочь как
больным, так и здоровым людям. Как одно из влиятельных направлений современной психотерапии,
она противостоит, с одной стороны, ортодоксальному психоанализу,
а с другой
поведенческой
психотерапии.
|