Navigation bar
  Print document Start Previous page
 741 of 825 
Next page End  

Основанное на философии человеческой ответственности мировосприятие Ф. назвал
трагическим оптимизмом: «Несмотря на нашу веру в потенциал человека, мы не должны закрывать глаза
на то, что человечные люди являются и, быть может, всегда будут оставаться меньшинством. Но именно
поэтому каждый из нас чувствует вызов присоединиться к этому меньшинству. Дела плохи. Но они
станут еще хуже, если мы не будем делать все, что в наших силах, чтобы улучшить их».
ФРЕЙД Зигмунд (Freud S., 1856-1939). Выдающийся врач и психолог, основатель психоанализа.
Родился Ф. в моравском городе Фрейбурге. В 1860 г. семья переехала в Вену, где он с отличием окончил
гимназию, затем поступил на медицинский факультет университета и в 1881 г. получил степень доктора
медицины.
Ф. мечтал посвятить себя теоретическим исследованиям в области неврологии, но был
вынужден заняться частной практикой в качестве невропатолога. Его не удовлетворяли используемые в
то время для лечения неврологических больных физиотерапевтические процедуры, и он обратился к
гипнозу.
Под влиянием врачебной практики у Ф. появился интерес к психическим расстройствам
функционального характера. В 1885-1886 гг. он посещал клинику Шарко (Charcot J. М.) в Париже, где
гипноз применялся при исследовании и лечении истерических больных. В 1889 г. — поездка в Нанси и
знакомство с работами другой французской школы гипноза. Эта поездка способствовала тому, что у Ф.
сложилось представление об основном механизме функциональных психических заболевании, о
наличии психических процессов, которые, находясь вне сферы сознания, оказывают влияние на
поведение, причем сам пациент об этом не знает.
Решающим моментом в становлении оригинальной теории Ф. был отход от гипноза как средства
проникновения к забытым переживаниям, лежащим в основе неврозов. Во многих и как раз наиболее
тяжелых случаях гипноз оставался бессильным, так как встречал сопротивление,
которое не мог
преодолеть. Ф. был вынужден искать другие пути к патогенным аффектам и в конце концов нашел их в
толковании сновидений, свободно всплывающих ассоциаций, малых и больших психопатологических
проявлений, чрезмерно повышенной или пониженной чувствительности, двигательных расстройств,
оговорок, забывании и т. п. Особое внимание он обратил на феномен переноса больным на врача
чувств, имевших место в раннем детстве по отношению к значимым лицам.
Исследование и интерпретацию этого разнообразного материала Ф. назвал психоанализом —
оригинальной формой психотерапии и методом исследования. Ядро психоанализа как нового
психологического направления составляет учение о бессознательном.
Научная деятельность Ф. охватывает несколько десятилетий, в течение которых его концепция
претерпевала существенные изменения, что дает основания для условного выделения трех периодов.
В первый период психоанализ в основном оставался методом лечения неврозов с отдельными
попытками общих заключений о характере душевной жизни. Не утратили своего значения такие работы
Ф. этого периода, как «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1901).
Основной побудительной силой поведения человека Ф. считал подавленное сексуальное влечение —
«Три очерка по теории сексуальности» (1905). В это время психоанализ начал приобретать
популярность, вокруг Ф. сложился кружок из представителей разных профессий (врачей, писателей,
художников), желавших изучать психоанализ (1902). Распространение Ф. фактов, полученных при
изучении психоневрозов, на понимание душевной жизни здоровых людей было встречено весьма
критически.
Во втором периоде концепция Ф. превратилась в общепсихологическое учение о личности и ее
развитии. В 1909 г. он читал лекции в США, вышедшие затем как полное, хотя и краткое, изложение
психоанализа — «О психоанализе: пять лекций» (1910). Наиболее же распространенной работой
являются «Лекции по введению в психоанализ», первые два тома которых представляют собой запись
лекций, прочитанных врачам в 1916-1917 гг.
В третьем периоде учение Ф. —
фрейдизм —
претерпело существенные изменения и получило
свое философское завершение. Психоаналитическая теория стала основой для понимания культуры,
религии, цивилизации. Учение об инстинктах было дополнено идеями о влечении к смерти,
разрушению — «По ту сторону принципа удовольствия» (1920). Эти представления, полученные Ф. при
лечении неврозов военного времени, привели его к выводу о том, что войны являются следствием
инстинкта смерти, т. е. обусловлены природой человека. К этому же периоду относится описание
Hosted by uCoz