трехкомпонентной модели личности человека «Я и Оно» (1923).
Таким образом, Ф. разработал ряд гипотез, моделей, понятий, запечатлевших своеобразие
психики и прочно вошедших в арсенал научного знания о ней. В круг научного анализа были вовлечены
феномены, которые традиционная академическая психология не привыкла принимать в расчет.
После оккупации Австрии нацистами Ф. был подвергнут преследованиям. Международный союз
психоаналитических обществ, уплатив фашистским властям в виде выкупа значительную сумму денег,
добился разрешения на выезд Ф. в Англию. В Англии его встретили восторженно, но дни Ф. были
сочтены. Он умер 23 сентября 1939 г. в возрасте 83 лет в Лондоне.
ФРЕЙДИЗМ. Использование созданной Фрейдом (Freud S.) психоаналитической теории для
понимания психосоматических, социально-психологических и исторических процессов, религиозных и
философских представлений, художественного творчества и т. д.
В стремлении к созданию универсальных психоаналитических концепций Фрейд расширил
клинический материал, полученный в ходе психоаналитической терапии пациентов с неврозами,
изучением истории человечества и его культурного наследия, стремясь в мифах, обычаях, исторических
событиях, памятниках литературы и искусства найти подтверждение основных положений
психоанализа.
Выводы, сделанные из клинической работы с больными неврозами, Фрейд
распространил на социальные, исторические и культурные процессы общества, проводя параллель
между индивидуальным развитием невротической личности и социально-психологическими
закономерностями развития общества.
Основополагающую роль в формировании Ф. сыграла работа Фрейда «Тотем и табу: психология
первобытной культуры и религии» (1913). В ней он дал психоаналитическую интерпретацию проблемы
возникновения запретов (табу) и тотемистической религии, рассмотрел вопрос о появлении морали и
религии, переходе от доисторического стада к человеческому обществу, одновременно пытался
исторически обосновать одно из центральных понятий психоанализа эдипов комплекс. В дальнейшем
в работах «Будущее одной иллюзии» (1927) и «Моисей и монотеизм» (1939) он проводит аналогии
между индивидуально-психологическим развитием больного неврозом и стадиями развития
человеческого общества. С точки зрения Фрейда, в тотемистической религии находит отражение эдипов
комплекс, тотем является символом-заместителем убитого и съеденного праотца, вина за убийство
которого сохраняется в бессознательном. Из тотемизма Фрейд выводил все религии, прежде всего
иудаизм и христианство. Он выдвинул 2 концепции понимания религии. Первая изложена в работе
«Навязчивые действия и религиозные обряды» (1907), где он определил невроз как «индивидуальную
религиозность, религию как всеобщий невроз навязчивых состояний». Фрейд понимал религию как
психологический защитный механизм, обеспечивающий трансформацию бессознательных влечений в
различные формы религиозных верований и обрядов. Перевод бессознательных влечений в социально
приемлемую форму с отсроченностью удовлетворения желаний снижает силу внутриличностного
конфликта. Вторую версию возникновения религии Фрейд представил в работе «Будущее одной
иллюзии» (1927), в основе которой взгляд о беспомощности человека перед силами природы. В
стремлении снизить тревогу перед непонятным человек пытается одушевить природу, «очеловечить» ее.
Религиозные обряды поклонения, жертвоприношения направлены на компенсацию его слабости.
Понимая религиозные учения как невротическое наследие, Фрейд считал, что психоаналитическая
процедура дает возможность устранить религиозные представления из сознания человека.
Первая попытка создания «исторического психоанализа» относится к совместной работе Фрейда
(Буллит (Bullitt W.)), в которой он применил метод анализа бессознательного на примере президента
США В. Вильсона. Стремясь описать психоаналитическую картину истории, он опирался на гипотезы Ч.
Дарвина о примитивной человеческой орде, управляемой жестоким отцом, Р. Смита о
возникновении тотемизма. Основываясь на опыте работы с детскими неврозами страха, Фрейд
объяснял процесс становления психической жизни примитивного человека, образование табу,
возникновение анимизма и тотемизма. Вслед за Фрейдом его ученики широко использовали практику
психоаналитических трактовок биографии выдающихся личностей, мифов и сказок.
Абрахам (Abracham K.) и Ранк (Rank О.) проанализировали мифы о Прометее, Одиссее, Изиде и
Озирисе; Штекель (Stekel W.) с психоаналитических позиций рассмотрел жизнь Христа, описал
личность Дон Жуана, Казановы, Мессалины; Джонс (Jones E.) исследовал личность Луи Бонапарта; Закс
|