(Sacks H.) и Ранк провели психографический анализ ряда выдающихся философов, в том числе Платона,
Спинозы, Декарта, Канта, Спенсера.
Возникновение культуры и готовность к творчеству понимались Фрейдом как проявление
сублимации первоначально сексуальных стремлений, что он и изложил в работе «"Культурная"
сексуальная мораль и современная нервозность» (1908). С помощью понятия «сублимация» (процесс,
ведущий к разрядке энергии инстинктов в неинстинктивных формах поведения) Фрейд пытался
вывести высшие психические функции из низших, объяснить, не отказываясь от пансексуализма, такие
явления, как художественное творчество, научная деятельность, философское познание истины.
Психоаналитическая интерпретация литературы и искусства связана прежде всего с механизмом
преобразования внутрипсихических конфликтов, детских комплексов, невротических симптомов в
художественное творчество. Сублимация рассмотрена Фрейдом как основной путь разрешения
психических конфликтов, которые могут привести к неврозу. В процессе творческой деятельности
происходит перевод бессознательных желаний в символические формы. Искусство, по Фрейду, функция
сублимирования бессознательных влечений, направленная на гармонизацию принципов «реальности»
и «удовольствия» путем вытеснения из сознания социально неприемлемых импульсов. Фрейд
отталкивался от идеи эдипова комплекса, в котором исторически «совпадает начало религии,
нравственности, общественности и искусства». Исходя из этого, он пытался через психоаналитическое
прочтение раскрыть содержание художественных произведений: «Короля Лира», «Гамлета», «Ричарда
III», «Макбета» В. Шекспира, «Росмерсхольма» Г. Ибсена, «Братьев Карамазовых» Ф. М. Достоевского.
Фрейд назвал Гамлета «всемирно известным невротиком» и пытался раскрыть его внутренний мир под
углом зрения эдипова комплекса и болезненных нарушений психики; он проанализировал творчество и
жизнь Леонардо да Винчи (1912). По мнению Фрейда, культура призвана способствовать ослаблению
агрессивных человеческих инстинктов. Когда ей это удается, агрессия может стать частью внутреннего
мира человека и ведет к неврозу. Возникает проблема «коллективных неврозов». Фрейд видел в
психоанализе средство лечения социальных болезней общества, мечтал иметь «в качестве пациента весь
род людской».
ФРОММ Эрих (Fromm E., 1900-1980). Философ и социолог, автор концепции гуманистического
психоанализа.
Ф. получил философское образование в Гейдельбергском и Мюнхенском университетах
Германии, специализируясь по социальной психологии. Окончил Берлинский психоаналитический
институт и с 1925 г. работал психоаналитиком-практиком. В 1925-1932 гг. сотрудник Института
социальных исследований им. В. Г¸те во Франкфурте-на-Майне. Испытал сильное влияние
франкфуртской школы с ее лево-радикальной социально-философской направленностью. Ф. стремился к
синтезу марксистских идей с психоанализом и экзистенциализмом, проявлял интерес к религиозной
проблематике, в 1930 г. опубликовал статью «Христианская догма», в которой пытался объединить
марксистскую социологию с психоанализом. В 1933 г., после прихода к власти нацистов, эмигрировал в
США, преподавал в Колумбийском, Нью-Йоркском и Мичиганском университетах. С 1951 г. жил в
Мексике; умер в Муральто (Швейцария).
Ф. рассматривал человека как социальное существо, анализировал влияние на человеческую
психику социокультурных факторов, господствующих в обществе, выступал как критик
капиталистического общества. В 1941 г. вышла книга Ф. «Бегство от свободы», в которой он излагал
основные положения своей социальной философии, анализируя существование человека в рамках
западной цивилизации. Дальнейшее развитие эти идеи получили в работах «Человек для самого себя»
(1947), «Здоровое общество» (1955), «Современный человек и его будущее: социально-психологическое
исследование» (1960), «Искусство любви» (1962), «Картина человека у Маркса: из важнейшей части
ранних писем Карла Маркса» (1963), «Сердце человека» (1964), «Революция надежды» (1968) и др. В
последних работах «Анатомия человеческой деструктивности» (1973) и «Иметь или быть?» (1976)
социальная философия, концепция гуманистического психоанализа Ф. приобрели окончательный вид.
Он предложил основанную на психоанализе теорию реформации общества и достижения социализма.
Ф. оценивал человеческие поступки и массовые общественно-политические движения как «механизмы
бегства от действительности, которые являются движущими силами нормального поведения человека».
Бессознательные «механизмы бегства», находящиеся в более глубоких слоях личности, включают
|