видит непосредственную причину возникновения невротического характера в социокультурных
условиях существования индивида в обществе. Невроз и невротический характер являются патологией
существования человека в конкретно-исторических социальных условиях. Это положение
предопределено представлением Райха о социальной обусловленности невроза. В понимании
проблемы лечения неврозов он вышел за рамки индивидуальной психотерапии и пытался разрешить ее
социальными мерами. Так, в конце 20-х гг. он создал в Вене несколько психотерапевтических клиник,
рассчитанных на широкие слои общества.
Райх считал необходимой «сексуальную революцию», так как полагал, что сексуальность
обусловливает не только индивидуально-личностную жизнь человека, но и общественный прогресс в
целом. Авторитарное общество подавляет естественное проявление сексуальности у людей, искажая тем
самым понимание человеческой любви. Возникающие агрессивные варианты поведения, формирование
невротического характера, социальная апатия ведут к усилению реакционных тенденций в обществе.
Именно «сексуальная революция» способна разрушить буржуазные принципы морально-этического
регулирования сексуальной жизни человека; она направлена на его внутренний мир, призвана помочь
осознанию негативных сторон подавления природных влечений западной культурой, раскрепостить
жизненные силы человека. «Сексуальная революция» ведет к саморегулированию, ориентированному
на естественные проявления человеческой любви. Под понятием «моральность» Райх понимал все то,
что способствует гармонии между человеком и культурой, личностью и обществом. В 50-х гг. Райх стал
рассматривать «оргонную энергию» как космическую субстанцию. «Сексуально-экономическая» терапия
Райха направлена на создание предпосылок для осуществления естественно-природных отношений
между полами и развития подлинно человеческой способности к любви, что «зависит как от
социальных, так и от психических условий».
Райх посвятил ряд работ изучению неврозов и биологической энергии человеческого организма.
Он расширил теорию либидо Фрейда, включив в нее все основные биологические и психологические
процессы; рассматривал удовольствие как свободное движение энергии из сердцевины организма к
периферии и во внешний мир. Райх считал, что характер человека включает постоянный паттерн защит.
Сначала он описывал этот паттерн в психологических терминах, затем стал связывать различные формы
характерных сопротивлений со специфическими паттернами мускульного панциря. Хронические
мышечные зажимы блокируют 3 основных эмоциональных состояния: тревожность, гнев и сексуальное
возбуждение. Он пришел к выводу, что мышечный и психологический панцирь одно и то же:
«Панцирь характера оказывается функционально тождественным с перенапряжением мышц, мышечным
панцирем. Эта функциональная тождественность означает не что иное, как тот факт, что мышечные
паттерны и черты характера служат одной и той же функции в психическом аппарате: они могут влиять
друг на друга и заменять друг друга. По существу они не могут быть разделены; по функции они
тождественны». Хронические напряжения блокируют энергетические потоки, лежащие в основе
сильных эмоций. Защитный панцирь не дает человеку переживать сильные эмоции, ограничивая и
искажая выражение чувств. Эмоции, блокированные таким образом, никогда не устраняются, потому
что не могут полностью проявиться. Эти блоки (мышечные зажимы) искажают и разрушают
естественные чувства, в частности подавляют сексуальные чувства, мешают полноценному оргазму:
«Неврозы это результат застоя сексуальной энергии». По Райху, полное освобождение от
заблокированной эмоции происходит только после ее глубокого переживания: «Ликвидация
сексуального застоя посредством оргастической разрядки устраняет любые невротические проявления».
Райх считал, что мышечный панцирь представляет собой 7 основных защитных сегментов,
состоящих из мышц и органов соответствующих функций. Эти сегменты образуют ряд из 7
горизонтальных колец, находящихся под прямым углом к позвоночнику. Основные сегменты панциря
располагаются в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза. Терапия Райха состоит прежде
всего в распускании панциря в каждом сегменте, начиная с глаз и кончая тазом. Каждый сегмент более
или менее независим, с ним можно работать отдельно. В распускании панциря используются 3 типа
средств: 1) накопление в теле энергии посредством глубокого дыхания; 2) прямое воздействие на
хронические мышечные зажимы посредством давления, пощипывания и т. д.; 3) открытое рассмотрение
совместно с пациентом сопротивлений и эмоциональных ограничений, которые при этом выявляются.
Райх подчеркивал важность освобождения, расслабления мышечного панциря в дополнение к
|