аналитической работе с психологическим материалом. Он рассматривал ум и тело как нерасторжимое
единство. Его научные интересы перемещались от аналитической работы, опирающейся исключительно
на словесный язык, к исследованию как психологических, так и соматических аспектов характера и
характерного панциря и далее к акценту на работе с мышечным защитным панцирем, направленной на
обеспечение свободного протекания биологической энергии. Райх стремился к распусканию защитного
панциря, блоков чувствования, которые искажают психологическое и физическое функционирование
человека; рассматривал терапию как средство восстановления свободного протекания энергии через
тело посредством систематического освобождения блоков мускульного панциря, поэтому и назвал свой
метод лечения неврозов «биофизической оргонной терапией».
Разработанные Райхом методики дыхания, эмоционального раскрепощения, усиления
напряжения в заблокированных областях тела легли в основу созданных его учениками биоэнергетики
(см. Биоэнергетический анализ Лоуэна)
и структурной интеграции Рольф
системы, стремящейся
вернуть телу правильное положение и правильные линии посредством глубоких и часто болезненных
вытягиваний мускульных фасций, сопровождаемых прямым воздействием. Можно сказать, что Райх
явился пионером в области психологии тела и ориентированной на тело психотерапии.
См. также Телесно-ориентированная психотерапия.
ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХОРНИ. Будучи одной из наиболее ярких
представителей неопсихоанализа, Хорни (Horney K., 1895-1952) формировалась в традициях учения
Фрейда (Freud S.). Как и Фрейд, она подчеркивала важную роль бессознательных конфликтов. Вместе с
тем концепция Хорни отличалась от ортодоксального психоанализа, который она нередко критиковала
по нескольким направлениям, в частности в связи с обсуждением вопросов, касающихся женской
сексуальности. Одно из принципиальных отличий концепции Хорни заключалось в уменьшении
значения libido, другое в отрицании представления о том, что люди мотивированы преимущественно
врожденными и запретными инстинктами, которые в конечном итоге сводятся к инцесту и глобальной
деструкции. От Фрейда Хорни отличает также акцент на социальные, а не биологические детерминанты
формирования здоровой и невротической личности.
Каждый человек, с точки зрения Хорни, обладает собственным личностным потенциалом
развития, конструктивная реализация которого позволяет индивиду достигать цели, добиваться успехов,
преодолевать трудности и постепенно становиться тем, кем он может и хочет стать.
Психопатологические расстройства возникают только в том случае, если силы, способствующие
позитивному росту и развитию, блокируются внешними социальными факторами. В ребенке, растущем
в здоровой социальной среде, развивается чувство принадлежности к безопасному и обучающему
окружению. Ребенок, родители или воспитатели которого не способны проявлять любовь, заботу и
уважение к его индивидуальности, становится человеком, постоянно испытывающим чувство тревоги,
воспринимающим мир как недружественный и враждебный. В этом случае здоровое стремление к
самоактуализации замещается всепоглощающим стремлением к безопасности основной
невротической потребности. Хорни особо подчеркивала важность выделения концепции базисной
тревоги. Это чувство тревоги, беззащитности ребенка, рождающееся из состояния изоляции и
беспомощности в потенциально враждебном ему мире. Базисную тревогу нельзя считать
наследственной, генетически обусловленной, она всегда представляет собой продукт культуры и
воспитания. Тревога такого рода становится основой для возникновения более поздних личностных
нарушений. Невротическое стремление к безопасности достигается гипертрофией одного из трех типов
защитных реакций: беспомощности, агрессивности и отгороженности. Если человек предпочтительно
использует один из типов защиты, почти полностью игнорируя остальные, то формируется один из трех
типов характера: ищущий любви, доверия, расположения других людей (движение к людям);
агрессивный, враждебный (направление потребности движение против людей); обособленный,
независимый (направление потребности движение от людей).
Невротический защитный механизм беспомощности выражается в слишком сильном стремлении
к протекции, поддержке, защите и в преувеличенном, можно сказать притворном, стремлении
соглашаться с желаниями других (ориентация взаимодействия в обществе движение к людям).
Невротический защитный механизм враждебности основан на убеждении, что в жизни действует закон
джунглей, где выживает сильнейший. Тот, кто подчеркивает в своем поведении такую жизненную
|