него выбор всегда превращается в проблему. Демонстрацию обратной проблемы, т. е.
сверхдифференциацию, являют собой, например, сверхценные идеи. В этом случае происходит
чрезмерная фиксация, какие-то ценности неадекватно заполняют более высшие ранговые места за счет
других.
Кроме дифференциации для успешной адаптации перед субъектом возникает другая оперативная
проблема на ценностной шкале нужно правильно определить середину, «норму», выше которой
находятся позитивные ценности, и к ним следует стремиться, а ниже негативные, их следует
избегать. Говоря о временной шкале движения ценностей, следует учесть весь предыдущий опыт,
антиципацию и как можно более точно определить состояние ценностей сейчас. В данном случае речь
идет об интеграции.
Демонстрацией слабых интегративных способностей являются, например, истерические
личности. Опыт у них плохо удерживается, вступают в интеграцию только ценности, находящиеся в
непосредственной близости во времени и пространстве. Хорошо известная истерическая ложь, по сути
дела, ложью, т. е. намеренным искажением фактов, не является. Истерическая личность лишь поступает
в соответствии с сиюминутными обстоятельствами, говорит то, что от нее ждут, или то, что помогает
ей в достижении собственных целей «здесь и сейчас», без должного учета всех предыдущих и будущих
событий. Противоположную проблему, сверхинтеграцию, демонстрируют лица, склонные к сомнениям,
психастенического склада. Масса обстоятельств, ценностей, вступающая в интеграцию, парализует у
них любое действие, инициативу. Применение медицинской терминологии позволяет указать на
крайние варианты и проводить временные параллели со сложившейся клинической системой взглядов.
Ценностная адаптация, будучи производной от проблем психологии, философии, медицины и других
наук, в перспективе должна иметь свою терминологию.
Не касаясь рассмотренных оперативных способностей (дифференциации и интеграции), которые
имеют скорее нейрофизиологическую природу, для психотерапевта остается достаточный «фронт»
работы в когнитивной сфере это сами ценности, происхождение которых ближе к динамическому,
почерпнуто от контактов со средой. Признав примат конструктивности и ставя целью избавление от
деструкции, психотерапевт может выявить дезадаптивные ценности, коррекция которых осуществляется
естественным разрушением субъективного и объективного мира, и искусственно их откорректировать в
сознании, т. е. естественную деструктивность (разрушение себя, семьи, злоупотребление алкоголем,
самоубийство, провоцирование и фиксацию на болезни и т. д.) заменить на искусственную психическую
реконструкцию, уничтожающую необходимость деструкции естественной. Здесь он вправе применить
недогматическую и широкую личностно-ориентированную (реконструктивную) психотерапию
(Карвасарский Б. Д., 1985) как интегративный способ работы в когнитивной, эмоциональной и
поведенческой сферах, которая не исключает «помощь больному в разумном разрешении его
психотравмирующей ситуации, изменении его объективного положения и отношения к нему
окружающих» (т. е. активная адаптация не ставится в ущерб пассивной, приоритетным декларируется
принцип адекватности). Если пациент имеет сохранные оперативные способности (дифференциация и
интеграция ценностей), то он вполне способен в дальнейшем самостоятельно сформировать новую,
адаптивную систему ценностей.
Ценностно-адаптивный подход позволяет в процессе психотерапии прорабатывать некоторые
актуальные, но иногда избегаемые проблемы, например такие, как счастье, любовь. Так, Маслоу (1997)
писал: «Наука... Ей не нужно отрекаться от проблем любви, творчества, ценностей, красоты,
воображения, нравственности и "радостей земных", оставляя их "не ученым" поэтам, пророкам,
священникам, драматургам, художникам или дипломатам...»
Отталкиваясь от определения счастья как состояния отсутствия желаний, а также от
древнегреческого его понимания, разделяющего счастье на эвтихию благоприятствие внешнего
(объективного) мира, и эвдемонию наличие внутренней (субъективной) способности быть
счастливым, с позиций ценностной адаптации можно определить счастье как полное соответствие
субъективной и объективной систем ценностей, т. е. как полную адаптацию. Именно в контексте
стремления к такому состоянию и находится любовь, если рассматривать ее как избирательный
параобразующий феномен. Говоря о любви, следует иметь в виду, что речь здесь идет не только об
адаптационных интересах индивида, но и коадаптации участников пары, а также об адаптации пары как
|