Navigation bar
  Print document Start Previous page
 750 of 825 
Next page End  

Ц.-а. п. в п. возник в Российской специфике со сменой ценностных ориентиров в обществе, так
называемой «аномией», что само по себе является патогенным фактором, ставящим индивида перед
необходимостью постоянной реадаптации, переоценки ценностей, приспособления к динамично
меняющимся условиям существования.
Понятие «ценности» вошло в психологию в конце XIX в. с формированием аксиологии как
отдельной области философии. Ближе всего вопрос о ценностях представителям гуманистического
направления в психотерапии. Один из его основателей, Маслоу (Maslow A. H.), считал ценность неким
избирательным принципом, свойственным всякому живому существу, производной от потребностей.
Этот взгляд на природу ценностей перекликается с определением Ницше (Nitzsche F.), для которого
ценностные оценки являются «физиологическими требованиями сохранения определенного способа
жизни».
Различные исследователи выделяют следующие свойства ценностей:
1) Ценности различаются в зависимости от субъекта, интересы которого они представляют
(индивид, семья, коллектив и т. д.).
2) Ценности двойственны, присущи как субъекту, так и объекту.
3) Ценность находит свое место в двух аналоговых шкалах: с одной стороны, по силе и характеру
отношения, что делает ее позитивной, негативной или нейтральной (нормальной), с другой —
эволюционной, становясь ретроградной, превентивной или актуальной.
Если мы говорим об адаптации применительно к ценностям, то очевидно разделяем систему
ценностей на субъективную и объективную. Носителем субъективной системы является субъект, в
частности индивид, со всеми его приятиями и неприятиями, любыми осознанными и неосознанными
привычками и стереотипами в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах. (Когниция —
мысль, этот аспект можно рассматривать как оперирование ценностями какого-либо рода; эмоция, по
точному суждению П. К. Анохина (1971), является «непосредственной оценкой субъектом объекта», а
целью поведения в целом считается адаптация.) Объективная система ценностей — это условия
существования субъекта, набор ценностей, выдвигаемых средой для его функционирования. Процесс
приведения в соответствие субъективной системы ценностей объективной и есть ценностная
адаптация.
Возможны две стратегии ценностной адаптации:
1) Изменение объективной системы ценностей — стремление субъекта преобразовать внешние
условия под собственные сложившиеся стереотипы. Такую стратегию можно считать активной.
2) Изменение субъективной системы ценностей — реформирование субъектом своих внутренних
конструктов и «подгонка» их под внешние условия. Это — пассивная стратегия.
Всякая стратегия состоит из тактических приемов. Поскольку мы имеем дело с ценностями,
представляется полезным разделить стратегии ценностной адаптации с точки зрения их
конструктивности. Любую тенденцию в процессе ценностной адаптации можно определить как:
1) активно-конструктивную — в том случае, когда субъект приспосабливается созидательным
изменением внешней среды, например любая «пошаговая», рутинная, обыденная деятельность;
2) активно-деструктивную — то же разрушение внешней среды, например развал семьи,
различные агрессивные формы девиантного поведения;
3) пассивно-конструктивную, когда субъект адаптируется созидательным совершенствованием
внутренних, собственных конструктов, например учеба, спорт;
4) пассивно-деструктивную — т. е. в том случае, когда субъект преображает внутренний мир
разрушением, распадом, провоцированием болезней, нанесением себе вреда с целью поставить себя в
более трудные условия существования, например саморазрушение через пьянство и т. д.
При рассмотрении ценностной адаптации необходимо четко разделить два аспекта: ментальные
операции с ценностями и сами ценности. При признании иерархической сути ценностей важнейшей
адаптивной функцией становится способность выстроить ценностную шкалу, разделить ценности
между собой по значимости, определить их в континуум «нравится—не нравится», т. е. осуществить их
дифференциацию.
Крайне низкое проявление этой оперативной функции порождает формализм. Человеку с такой
характеристикой нет большой разницы, чем заниматься, он «берет» не качеством, а количеством. Для
Hosted by uCoz