возможно проведение одноразовых танцевальных марафонов.
Оптимальный количественный состав
группы X. 5-12 человек на одного хореотерапевта.
Дискутируется вопрос о характере музыкального сопровождения занятий X. Одни
хореотерапевты предпочитают стандартные магнитофонные записи народной и / или
профессиональной танцевальной музыки, другие собственное (или своих ассистентов)
импровизированное музыкальное сопровождение. Во всех случаях подчеркивается, что индивидуально-
культуральная значимость предлагаемой музыки для пациента не должна перекрывать значимости и
удовольствия собственной двигательной активности, поэтому лучше использовать незнакомые группе
мелодии, умеренную громкость звучания и физиологически ориентированные ритмы, способствующие
формированию трансовых состояний сознания.
В процессе психодинамической X. выделяются (Лумсден (Lumsden M.)) стадии развития
психотерапевтической группы,
которые психотерапевтами других ориентации рассматриваются как
различные организационные формы упражнений:
1) индивидуальная анализ пространственных, временных, энергетических, гармонических
характеристик движения пациентов и такого аспекта, как «сдерживаниеразрешение»;
2) дуэт анализ переноса и контрпереноса;
3) трио и квартет анализ инцестуозных тенденций и динамического отвержения на модели
«отецматьребенок»;
4) групповая, соответствующая психодраматическому подходу;
5) межгрупповая, социодраматическая;
6) социальная, реализуемая в массовых танцевальных ритуалах и фестивалях.
X. может использоваться в качестве вспомогательного или основного метода психотерапии в
группах детей и подростков, в санаторно-курортных условиях, при коррекции дисгамий в супружеских
парах, для социально-психологического и двигательного тренинга людей с нарушениями слуха и зрения
или постпсихотическим дефектом.
В нашей стране X. применяется редко в связи с разрушением культуры народного танца и
профессионализацией хореографии.
ХОРНИ Карен (Horney K., 1885-1952). Видный представитель культурно- и социологически-
ориентированного психоанализа. Работала практикующим психоаналитиком в Берлине. Находилась под
влиянием марксистской теории. В 1932 г. переехала в США, где организовала Американский
психоаналитический институт. Автор книг «Невротическая личность нашего времени» (1937), «Новые
пути в психоанализе» (1939), «Самоанализ» (1942), «Наши внутренние конфликты» (1945), «Неврозы и
развитие человека» (1950). В своей концепции бессознательного X. заменила фрейдовское либидо двумя
иными механизмами: анксиозностью (страхом) и перфекционизмом (стремлением к совершенству).
Источник невроза X. видит в конфликте общественных устремлений человека с враждебными ему
условиями социальной среды. Анксиозность приводит к неверию в свои силы, чувству собственной
неполноценности. Перфекционизм побуждает к преодолению страха и обеспечивает свободу и
уверенность. Однако тенденция к совершенствованию увеличивает зависимость человека от других
членов общества. X. делает вывод, что повышение требований общества к индивиду увеличивает
стремление последнего к совершенствованию, а это приводит к его порабощению социальными
условиями, поэтому «различие между больным неврозом и нормальным человеком чисто
количественное».
См. также Характерологический анализ Хорни.
_Ц_
ЦЕННОСТНО-АДАПТИВНЫЙ ПОДХОД В ПСИХОТЕРАПИИ. Система теоретических
предпосылок для применения в психотерапии, психокоррекции и психологическом консультировании
для лечении пациентов с неясной, интуитивной мотивацией, где затруднена диагностика (например,
заочная психотерапия, психотерапия по Интернету и пр.). В некоторых случаях может рассматриваться
как основа неклинической психотерапии (Кузнецов Ю. В., 2000).
|