суггестивного воздействия не удается. Наиболее широкое применение В. во время естественного сна
нашло при лечении фобий и истерических симптомов у детей (см. Сомнопсихотерапия по
Перельмутеру). Однако нельзя исключить, что в этих условиях происходит общение со спящим по типу
гипнотической коммуникации.
В. в состоянии гипнотического сна в лечебных целях широко распространено.
При использовании методики наркопсихотерапии лечебное действие В. реализуется в условиях
искусственно вызванного наркотического сна. К методам, близким к наркопсихотерапевтическим,
относится применение с психотерапевтической целью газовой смеси кислорода и закиси азота (см.
Наркопсихотерапия с помощью газовой смеси азота и кислорода).
Косвенное В.
является основой разработки опосредующей и потенцирующей косвенной
психотерапии, получившей развитие в последнее время в работах главным образом курортных
психотерапевтов. Разновидностью косвенного В. может считаться плацебо-терапия,
при которой
назначается плацебо-препарат (лат. placebo понравлюсь, удовлетворю) безвредный препарат,
применяемый под видом какого-либо лекарственного средства.
Самовнушение это методика В. каких-то мыслей, желаний, образов, ощущений, состояний
себе самому. В психотерапевтической практике применяются различные методики самовнушения. Чаще
всего они представляют собой варианты давно предложенной методики самовнушения по Куэ (Coue E.,
1928). Самовнушение является основой (или одним из существенных механизмов лечебного действия)
многих других методов психотерапии (см. Аутогенная тренировка).
ВНУШЕННЫЕ ЛЕЧЕБНЫЕ СНОВИДЕНИЯ ПО ПЛАТОНОВУ. Методика относится к
гипносуггестивной психотерапии, предложена К. И. Платоновым (1930) как вспомогательный
терапевтический прием внушение сновидения во внушенном сне.
Содержание внушенного сновидения отвечает содержанию патогенетических факторов,
способствует образованию у больного новых, положительных установок. Так, например, содержание В.
л. с. п. П., применяемых при алкоголизме для воздействия на остаточные явления влечения к алкоголю,
противоположно алкогольным сновидениям (Зеневич Г. В., Либих С. С., 1965). Больным с фобиями
внушаются сновидения, в которых они видят себя легко и свободно выполняющими действия, которые
в клинической картине связаны у них со страхами. Методика В. л. с. п. П. применяется для оживления в
памяти больного содержания забытых им ночных сновидений, косвенно оказавшихся связанными с
развитием тех или иных невротических симптомов с последующим внушением окончательного их
забывания, а также используется при анализе генеза невротических состояний.
Лечебные сновидения могут реализоваться по указанию врача в момент внушенного сна
(углубленного путем ряда повторных пробуждений и усыплений) или же в качестве постгипнотического
внушения (осуществляется во время ближайшего естественного сна).
ВОЛЕВАЯ ТЕРАПИЯ РАНКА. Ранк Отто (Rank О., 1884-1939) австрийский психоаналитик,
один из самых блестящих учеников Фрейда (Freud S.). Его работы соединяют теоретические
представления о мифологии, искусстве и процессе творчества с теорией психоанализа.
Ранк закончил
технический институт, но намеревался стать писателем и поэтом. В возрасте двадцати лет он впервые
познакомился с работами Фрейда и под их влиянием написал эссе, посвященное художественному
творчеству. Это эссе произвело большое впечатление на известного психиатра и открыло Ранку доступ
в круг психоаналитиков, собравшихся вокруг Фрейда. Оно было опубликовано в 1907 г. и стало первым
в серии трудов, интерпретирующих с психоаналитических позиций мифологические и литературные
сюжеты (тему инцеста, аномального рождения героев, истории о Лоэнгрине и о Дон Жуане, тему
двойников). Совместная работа с Фрейдом продолжалась 20 лет, в течение которых Ранк был
секретарем психоаналитического кружка, а в 1912 г. стал редактором двух первых психоаналитических
журналов «Имаго» и «Международный журнал психоанализа». В 1919 г. он основал издательство для
публикации психоаналитических трудов, а в 1920-е гг. стал также работать как практический
психоаналитик.
Клинический опыт был обобщен Ранком в монографии «Травма рождения».
Идея о том, что само рождение является источником будущей тревоги, обсуждалась и Фрейдом.
Ранк считал, что его работа является конструктивным развитием психоаналитической теории. По
мнению автора, двойственная тревога страх появления на свет и страх возвращения во
|