формировала сильное Я, способное противостоять различным угрозам.
Развитие теоретических положений Эго-психологии принадлежит Хартманну, а также Крису
(Kris Е.), Ловенштейну (Loewenstein R.). В 1939 г. Хартманн опубликовал статью «Эго-психология и
проблема адаптации». В ней говорилось, что адаптивная психология может основываться лишь на
признании решающей роли «Я», которое должно занять место Оно. «Я» стало в теории Хартманна
центральной инстанцией, состоящей из 2 компонентов. Одна часть «Я» независима, не является
следствием конфликта между Оно и Сверх-«Я» и формируется постепенно, следуя за этапами
организаций психики. Это «автономное "Я"», которое нужно укреплять, чтобы помочь пациенту
противостоять трудностям, возникающим при контакте с внешним миром. Наряду с этим «Я» выступает
носителем «нейтрализованной» энергии, являющейся результатом уничтожения агрессивности
влечениями либидо. Хартманн преобразовал «Я» в нейтральную инстанцию. Он создал концепцию о
врожденных корнях развития «Я», существующих независимо от инстинктивных влечений в форме
«аппаратов первичной автономии» перцепции, мобильности и памяти. Со временем эти
физиологические задатки начинают регулироваться психическими процессами, они не развиваются на
почве внутреннего конфликта, а скорее служат целям адаптации и овладения, однако могут участвовать
в инстинктивных и конфликтных процессах, как, например, в случае, когда визуальное восприятие
сексуализируется, что ведет к истерической слепоте. Эти первичные автономные функции являются
филогенетическими гарантами координации в отношении «среднего ожидаемого окружения». С
течением времени другие функции «Я», имеющие отношение к конфликту и защите, могут подвергнуться
изменению путем десексуализации и автоматизации, т. е. могут утратить инстинктивное качество и
стать полезными в адаптивном смысле. Они носят название вторичных автономных функций. Как
первичные, так и вторичные автономные функции обеспечивают фундамент относительной автономии
«Я» от влечений и тем самым служат адаптивным целям. Вместе с Крисом и Ловенштейном Хартманн
работал над использованием некоторых идей о расширенном взгляде на «Я» в психоаналитическом
лечении. Крис создал концепцию регрессии на службе «Я», которая нашла применение в изучении
творчества в искусстве и литературе. Такие бессознательные силы могут генерировать творческие идеи
и формироваться под интегративным контролем «Я».
Работа А. Фрейд «Эго и механизмы защиты» (1936) явилась значительным вкладом, который
помог консолидировать прогрессивные идеи предвестники понятия об адаптивных функциях «Я». В
этой книге она разработала концепцию специфических защит, дополняющих основной механизм
подавления, подчеркнула значение аффектов и показала отношение между ответными реакциями на
внешнюю опасность и защитными формами против внутренней инстинктивной опасности. А. Фрейд
указала на 9 защитных механизмов: регрессию, подавление, реактивное образование, изоляцию,
уничтожение, проекцию, интроекцию, обращение против себя, реверсию; кроме того, выделила еще
один, переходный, сублимацию. Она полагала, что психоанализ детей ставит такие ситуационные
проблемы, которые не имеют ничего общего с практикой лечения взрослых. А. Фрейд обосновывала, по
существу, «квазиморальное» лечение, заостряя существующие у ребенка трудности и вызывая у него
чувство виновности, чтобы доступными для него путями реализовать эквивалент желания,
побуждающий взрослого прибегать к психоанализу. Она полагала, что Сверх-«Я» маленького ребенка
еще малоэффективно, а психоанализ слишком быстро привел бы к удовлетворению его желаний.
Будущая же его взрослая жизнь не сулит подобных быстрых удовлетворений, поэтому нужно укреплять
Сверх-«Я» ребенка, готовить его к тому, чтобы в дальнейшем он мог успешно противостоять
неудовлетворенным желаниям.
Третий из главных представителей этого направления, Эриксон, много лет работал над
сближением культурных влияний и индивидуальной психологии. Начав с положений теории либидо, он
изучал сложное взаимодействие социальных и культурных форм с силами становления зрелости,
раскрывающимися в индивиде. Эта эпигенетическая концепция развития подчеркивает значение
специфической для каждой фазы эволюционной задачи и врожденной координации со «средним
ожидаемым окружением». В противоположность тезису психоанализа об антагонизме личности и
общества Эриксон подчеркивал биосоциальную природу и адаптивный характер поведения личности,
центральным, интегративным качеством которой является психосоциальная идентичность.
Субъективно переживаемая как «чувство непрерывной самотождественности», психосоциальная
|