динамических процессов, как групповая напряженность и сплоченность. В групповой динамике данные
процессы могут выступать по отношению друг к другу как силы антагонистические и как силы
синергические. Одной из особенностей групповой Э.-с. п. Р. является создание в группе оптимального
уровня напряжения (с учетом клинических особенностей членов группы, фазы ее развития и т. п.),
превращение групповой напряженности из силы деструктивной (способной привести к распаду группы)
в фактор, обладающий высоким психотерапевтическим потенциалом, способствующий развитию
качественно нового уровня консолидации группы и глубинной позитивной личностной перестройке ее
членов, формирующий у них навыки конструктивного разрешения интерперсональных конфликтов.
Групповая напряженность в психотерапевтическом процессе может выступать в качестве важного
психодиагностического средства, выявляя типичные индивидуальные способы реагирования членов
группы на стрессовые ситуации (тревога, агрессивность, различные формы психологической защиты),
и, кроме того, может служить терапевтической моделью трудных для них реальных жизненных
ситуаций. Однако конструктивные возможности групповой напряженности реализуются только в том
случае, если в группе развивается процесс консолидации ее членов, формируется ее сплоченность,
создается атмосфера эмпатического взаимопонимания и безопасности, в которой открыто выражаются
как положительные, так и негативные чувства. Только в этих условиях могут быть найдены пути
эффективного разрешения внутригрупповых конфликтов, многие из которых не только возникают как
следствие психологической несовместимости отдельных членов группы, но и обусловлены их
клиническими особенностями, дезадаптивными стереотипами их интерперсонального поведения.
Большое значение факторам групповой напряженности и сплоченности, коррективного
эмоционального опыта в психотерапевтическом процессе придают Х¸к (Hock K., 1976) и Кратохвил
(Kratochvil S., 1976), которые в своих работах высказывают ряд положений, тесно перекликающихся с
концепцией Э.-с. п. Р.
ЭМПАТИЯ. Понимание эмоционального состояния другого человека посредством
сопереживания, проникновения в его субъективный мир.
Термин «Э.» появился в английском словаре в 1912 г. и был близок понятию «симпатия». Возник
на основе немецкого слова einfuhling (дословное значение проникновение), примененного Липпсом
(Lipps Т.) в 1885 г. в связи с психологической теорией воздействия искусства. Самое раннее определение
Э. содержится в работе Фрейда (Freud S.) «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905): «Мы
учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его,
сравнивая его со своим собственным».
Ряд авторов сопоставляли Э. с другими близкими ей процессами. В отличие от интуиции как
непосредственной перцепции идей, Э. включает чувства и мысли (Бодалев А. А., Каштанова Т. Р.,
1975). Э. отличают от идентификации, которая является бессознательной и сопутствует процессу
взаимоотношений «психотерапевтпациент». Э. может быть сознательной и предсознательной и
возникает в ответ на непосредственную интеракцию. Следует различать жалость («мне жаль вас»),
симпатию («я сочувствую вам») и Э. («я с вами»). Э. как одна из характеристик психотерапевта
(триада Роджерса)
при клиент-центрированной психотерапии является важным условием для
конструктивных изменений личности.
Существует широкий диапазон проявлений Э. На одном полюсе этого континуума находится
позиция субъективного включения психотерапевта в мир чувств пациента. Важно не только знание
врачом эмоционального состояния больного, но и в определенной степени переживание его чувств.
Такую Э., основанную на механизмах идентификации и проекции, называют аффективной, или
эмоциональной, Э. Другой полюс занимает позиция более отвлеченного, объективного понимания
врачом переживаний больного без значительного эмоционального вовлечения. Если в основе развития
Э. лежат интеллектуальные процессы (например, аналогия), то она определяется как когнитивная Э.
При использовании предсказаний эмоциональных реакций пациента проявления Э. относятся к
предикативной Э.
Клиент-центрированные психотерапевты расширили представление об Э. понятием «точной
Э.», которое содержит больше, чем только способность психотерапевта к проникновению во
внутренний мир пациента. «Точная Э.» включает способность понять актуальные чувства и вербальное
умение передать это понимание ясным для пациента языком. Э. входит в более широкий круг
|