Navigation bar
  Print document Start Previous page
 773 of 825 
Next page End  

личностных характеристик психотерапевта, отражающихся в его общении с пациентом. Оценка Э.
оказалась тесно связанной с такими характеристиками врача, как профессиональное искусство, теплота,
доброжелательность, надежность, жизненный опыт, сила, искренность и др. Эмпатическое понимание
не является результатом интеллектуальных усилий. Э. психотерапевта зависит от доступности и
богатства его собственного опыта, точности восприятия, умения настроиться, слушая пациента, на одну
эмоциональную волну с ним. Многие авторы считают Э. генетически детерминированным свойством,
усиленным или ослабленным жизненным опытом индивида. Различные тренинговые методы
повышают эмпатическую способность психотерапевта, умение более эффективно применять ее в
общении с пациентом. Искусство использования Э. заключается в оптимальной синхронизации
намерений психотерапевта и ожидаемого эффекта. Возможно ошибочное применение Э. Сюда
относятся «эмпатическая слепота» (неосознаваемое неприятие психотерапевтом тех чувств, которых он
избегает в самом себе), неконтролируемое использование Э. (в художественной литературе образцом
такого типа Э. является поведение князя Мышкина в «Идиоте» Ф. М. Достоевского), манипулятивное
применение Э. (когда она выступает в виде скрытого убеждения, уговаривания, внушения).
Многочисленные исследования показали положительную корреляцию между оценкой
пациентами Э. психотерапевта и успехом лечения при различных видах психотерапии, особенно
клиент-центрированной психотерапии.
ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ВИТАКЕРА. Разработана американскими
психотерапевтами Витакером и Малоном (Whitaker С. A., Malone Т. Р., 1953-1963).
Основные положения концепции — это представление об исходной враждебности индивида к
реальной действительности, увеличении возможностей выбора при освоении этой действительности
как ведущего процесса, примиряющего индивида с реальностью и являющегося основой его
индивидуального развития и сутью его психического здоровья. Причина же психических расстройств и
болезни — как раз в ограничении указанных возможностей.
В противоположность когнитивным учениям о психотерапии эффективный человеческий выбор
рассматривается здесь как явление, преимущественно осуществляемое на подсознательном уровне. В
основе концепции — буддийское представление о выборе, совершаемом зрелым человеком. Это mushin
(без мысли), т. е. выбор, совершаемый интуитивно, а не на основе рационального суждения, неизбежно
учитывающего лишь определенные, достаточно узкие аспекты реальности и личности. Задачу
психотерапии авторы видят в развитии способности к такому, соответствующему указанному
буддийскому представлению выбору.
В противоположность психоанализу неосознаваемость значительной части психических
процессов, в том числе участвующих в осуществлении выбора, авторы концепции рассматривают не как
недостаток, а как естественное, установленное природой состояние. В соответствии с этим задачей
психотерапии является не осознание неосознанных процессов, а создание условий для их эффективного
функционирования.
Воздействие на подсознание, его «обучение» осуществляется в ходе социализации в результате
взаимоотношений между родителями и детьми. Эти взаимоотношения — сложный комплекс взаимных
представлений, вовлекающий как осознаваемые, так и неосознаваемые процессы с обеих сторон.
Процесс психотерапии, по мысли авторов, с необходимостью адекватен указанным отношениям. В ходе
психотерапии происходит закономерное поэтапное изменение взаимоотношений, в определенной мере
повторяющее стадии социализации, а каждый из этапов играет свою специфическую роль в «лечении»,
«расковывании» подсознания. Так, пациент в ходе психотерапии проходит последовательно роли
взрослого, подростка, ребенка — ребенка, подростка, взрослого, каждая из которых необходима для
коррекции его способности к выбору.
С позиций данного подхода авторами проведены исследования и обобщения своего
практического опыта при лечении шизофрении и развитии психотерапевтических отношений.
ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ГЕНДЛИНА. Предложенный Гендлином (Gendlin E. Т.,
1978) метод психотерапии — это пациент-центрированная психотерапия, получившая известность как
метод «фокусировки» и имеющая преимущества перед предложенной им ранее методикой
сочувственного понимания. В 1953 г. Гендлин посещал курсы Роджерса (Rogers С. R.) в Чикагском
университете, однако не для того, чтобы стать психотерапевтом, а для изучения с философских позиций
Hosted by uCoz