реализацию «Я»-концепции, создаваемой для него другими людьми прежде всего близкими и
которую он со временем начинает принимать за свое истинное «Я». Отказ от собственных потребностей
и следование ценностям, навязанным извне, приводит к нарушению процесса саморегуляции
организма.
В Г.-т. различают 5 механизмов нарушения процесса саморегуляции: интроекция, проекция,
ретрофлексия, дефлексия, конфлуенция. При интроекции человек усваивает чувства, взгляды,
убеждения, оценки, нормы, образцы поведения других людей, которые, однако, вступая в противоречие
с собственным опытом, не ассимилируются его личностью. Этот неассимилированный опыт
интроект является чуждой для человека частью его личности. Наиболее ранними интроектами
являются родительские поучения, которые усваиваются ребенком без критического осмысления. Со
временем становится трудно различить интроекты и свои собственные убеждения. Проекция прямая
противоположность интроекции, причем, как правило, эти два механизма дополняют друг друга. При
проекции человек отчуждает присущие ему качества, поскольку они не соответствуют его «Я»-
концепции. Образующиеся в результате проекции «дыры» заполняются интроектами. Ретрофлексия
«поворот на себя» наблюдается в тех случаях, когда какие-либо потребности не могут быть
удовлетворены из-за их блокирования социальной средой, и тогда энергия, предназначенная для
манипулирования во внешней среде, направляется на самого себя. Такими неудовлетворенными
потребностями, или незавершенными гештальтами, часто являются агрессивные чувства. Ретрофлексия
при этом проявляется в мышечных зажимах. Первоначальный конфликт между «Я» и другими
превращается во внутриличностный конфликт. Показателем ретрофлексии является использование в
речи возвратных местоимений и частиц, например: «Я должен заставить себя сделать это». Дефлексия
это уклонение от реального контакта. Человек, для которого характерна дефлексия, избегает
непосредственного контакта с другими людьми, проблемами и ситуациями. Дефлексия выражается в
форме салонных разговоров, болтливости, шутовства, ритуальности и условности поведения, тенденции
«сглаживания» конфликтных ситуаций и т. п. Конфлуенция, или слияние, выражается в стирании
границ между «Я» и окружением. Такие люди с трудом отличают свои мысли, чувства или желания от
чужих. Слияние хорошо выявляется на занятиях групповой психотерапией у пациентов, полностью
идентифицирующих себя с группой; для них характерно при описании собственного поведения
употребление местоимения «мы» вместо «я».
Описанные варианты нарушений процесса саморегуляции представляют собой невротические
защитные механизмы, прибегая к которым индивид отказывается от своего подлинного «Я». В
результате действия перечисленных механизмов нарушается целостность личности, которая оказывается
фрагментированной, разделенной на отдельные части. Такими фрагментами, или частями, чаще
выступают дихотомии: мужскоеженское, активноепассивное, зависимостьотчужденность,
рациональностьэмоциональность, эгоистичностьбескорыстие. Большое значение придается в Г.-т.
описанному Перлсом конфликту между «нападающим» (top-dog) и «защищающимся» (under-dog).
«Нападающий» это интроект родительских поучений и ожиданий, диктующих человеку, что и как он
должен делать («Родитель» в терминологии трансактного анализа).
«Защищающийся» зависимая,
неуверенная в себе часть личности, отбивающаяся различными хитростями, проволочками типа
«сделаю завтра», «обещаю», «да, но...», «постараюсь» («Ребенок» в трансактном анализе). Основная цель
Г.-т. состоит в интеграции фрагментированных частей личности.
В процессе Г.-т. на пути к раскрытию своей истинной индивидуальности пациент проходит
через пять уровней, которые Перлс называет уровнями невроза.
Первый уровень уровень фальшивых отношений, уровень игр и ролей. Невротическая
личность отказывается от реализации своего «Я». Больной неврозом живет согласно ожиданиям других
людей. В результате собственные цели и потребности человека оказываются неудовлетворенными, он
испытывает фрустрацию, разочарование и бессмысленность своего существования. Перлсу
принадлежит следующий афоризм: «Сумасшедший говорит: "Я Авраам Линкольн", а больной неврозом:
"Я хочу быть Авраамом Линкольном", здоровый человек говорит: "Я это я, а ты это ты"».
Отказываясь от самого себя, больной неврозом стремится быть кем-то другим.
Второй уровень фобический, связан с осознанием фальшивого поведения и манипуляций. Но
когда пациент представляет себе, какие последствия могут возникнуть, если он начнет вести себя
|