Navigation bar
  Print document Start Previous page
 78 of 825 
Next page End  

реализацию «Я»-концепции, создаваемой для него другими людьми — прежде всего близкими — и
которую он со временем начинает принимать за свое истинное «Я». Отказ от собственных потребностей
и следование ценностям, навязанным извне, приводит к нарушению процесса саморегуляции
организма.
В Г.-т. различают 5 механизмов нарушения процесса саморегуляции: интроекция, проекция,
ретрофлексия, дефлексия, конфлуенция. При интроекции человек усваивает чувства, взгляды,
убеждения, оценки, нормы, образцы поведения других людей, которые, однако, вступая в противоречие
с собственным опытом, не ассимилируются его личностью. Этот неассимилированный опыт —
интроект — является чуждой для человека частью его личности. Наиболее ранними интроектами
являются родительские поучения, которые усваиваются ребенком без критического осмысления. Со
временем становится трудно различить интроекты и свои собственные убеждения. Проекция — прямая
противоположность интроекции, причем, как правило, эти два механизма дополняют друг друга. При
проекции человек отчуждает присущие ему качества, поскольку они не соответствуют его «Я»-
концепции. Образующиеся в результате проекции «дыры» заполняются интроектами. Ретрофлексия —
«поворот на себя» — наблюдается в тех случаях, когда какие-либо потребности не могут быть
удовлетворены из-за их блокирования социальной средой, и тогда энергия, предназначенная для
манипулирования во внешней среде, направляется на самого себя. Такими неудовлетворенными
потребностями, или незавершенными гештальтами, часто являются агрессивные чувства. Ретрофлексия
при этом проявляется в мышечных зажимах. Первоначальный конфликт между «Я» и другими
превращается во внутриличностный конфликт. Показателем ретрофлексии является использование в
речи возвратных местоимений и частиц, например: «Я должен заставить себя сделать это». Дефлексия
— это уклонение от реального контакта. Человек, для которого характерна дефлексия, избегает
непосредственного контакта с другими людьми, проблемами и ситуациями. Дефлексия выражается в
форме салонных разговоров, болтливости, шутовства, ритуальности и условности поведения, тенденции
«сглаживания» конфликтных ситуаций и т. п. Конфлуенция, или слияние, выражается в стирании
границ между «Я» и окружением. Такие люди с трудом отличают свои мысли, чувства или желания от
чужих. Слияние хорошо выявляется на занятиях групповой психотерапией у пациентов, полностью
идентифицирующих себя с группой; для них характерно при описании собственного поведения
употребление местоимения «мы» вместо «я».
Описанные варианты нарушений процесса саморегуляции представляют собой невротические
защитные механизмы, прибегая к которым индивид отказывается от своего подлинного «Я». В
результате действия перечисленных механизмов нарушается целостность личности, которая оказывается
фрагментированной, разделенной на отдельные части. Такими фрагментами, или частями, чаще
выступают дихотомии: мужское—женское, активное—пассивное, зависимость—отчужденность,
рациональность—эмоциональность, эгоистичность—бескорыстие. Большое значение придается в Г.-т.
описанному Перлсом конфликту между «нападающим» (top-dog) и «защищающимся» (under-dog).
«Нападающий» — это интроект родительских поучений и ожиданий, диктующих человеку, что и как он
должен делать («Родитель» в терминологии трансактного анализа).
«Защищающийся» — зависимая,
неуверенная в себе часть личности, отбивающаяся различными хитростями, проволочками типа
«сделаю завтра», «обещаю», «да, но...», «постараюсь» («Ребенок» в трансактном анализе). Основная цель
Г.-т. состоит в интеграции фрагментированных частей личности.
В процессе Г.-т. на пути к раскрытию своей истинной индивидуальности пациент проходит
через пять уровней, которые Перлс называет уровнями невроза.
Первый уровень — уровень фальшивых отношений, уровень игр и ролей. Невротическая
личность отказывается от реализации своего «Я». Больной неврозом живет согласно ожиданиям других
людей. В результате собственные цели и потребности человека оказываются неудовлетворенными, он
испытывает фрустрацию, разочарование и бессмысленность своего существования. Перлсу
принадлежит следующий афоризм: «Сумасшедший говорит: "Я Авраам Линкольн", а больной неврозом:
"Я хочу быть Авраамом Линкольном", здоровый человек говорит: "Я — это я, а ты — это ты"».
Отказываясь от самого себя, больной неврозом стремится быть кем-то другим.
Второй уровень — фобический, связан с осознанием фальшивого поведения и манипуляций. Но
когда пациент представляет себе, какие последствия могут возникнуть, если он начнет вести себя
Hosted by uCoz