искренно, его охватывает чувство страха. Человек боится быть тем, кем является, боится, что общество
подвергнет его остракизму.
Третий уровень тупик. Характеризуется тем, что человек не знает, что делать, куда двигаться.
Он переживает утрату поддержки извне, но еще не готов или не хочет использовать свои собственные
ресурсы, обрести внутреннюю точку опоры. В результате человек придерживается статус-кво, боясь
пройти через тупик.
Четвертый уровень имплозия. Это состояние внутреннего смятения, отчаяния, отвращения к
самому себе, обусловленное полным осознанием того, как человек ограничил и подавил себя. На этом
уровне индивид может испытывать страх смерти. Эти моменты связаны с вовлечением огромного
количества энергии в столкновение противоборствующих сил внутри человека; возникающее
вследствие этого давление, как ему кажется, грозит его уничтожить.
Пятый уровень эксплозия (взрыв). Достижение этого уровня означает сформирование
аутентичной личности, которая обретает способность к переживанию и выражению своих эмоций.
Эксплозия это глубокое и интенсивное эмоциональное переживание. Перлс описывает четыре типа
эксплозии: скорбь, гнев, радость, оргазм. Эксплозия истинной скорби является результатом работы,
связанной с утратой или смертью близкого человека. Оргазм результат работы с лицами, сексуально
заблокированными. Гнев и радость связаны с раскрытием аутентичной личности и подлинной
индивидуальности.
Основным теоретическим принципом Г.-т. является убеждение, что способность индивида к
саморегуляции ничем не может быть адекватно заменена. Поэтому особое внимание уделяется развитию
у пациента готовности принимать решения и делать выбор.
Поскольку саморегуляция осуществляется в настоящем, гештальт возникает в «данный момент»,
то психотерапевтическая работа проводится сугубо в ситуации «сейчас». Психотерапевт внимательно
следит за изменением в функционировании организма пациента, побуждает его к расширению
осознания того, что происходит с ним в данный момент, с тем чтобы замечать, как он препятствует
процессу саморегуляции организма, какие блоки он использует для избегания конфронтации со своим
настоящим, для «ускользания из настоящего». Большое внимание психотерапевт уделяет «языку тела»,
являющемуся более информативным, чем вербальный язык, которым часто пользуются для
рационализации, самооправданий и уклонения от решения проблем. Психотерапевта интересует, что
делает пациент в данный момент и как он это делает, например, сжимает ли кулаки, совершает мелкие
стереотипные движения, отводит в сторону взгляд, задерживает дыхание. Таким образом, в Г.-т. акцент
смещается с вопроса «почему?» на вопрос «что и как?». Фрагментирование личности часто
устанавливается по рассогласованию между вербальным и невербальным проявлениями.
Феноменологический подход диктует принципы и технические процедуры в Г.-т.: и те и другие
связаны с настоящим. Основными принципами являются следующие.
1. Принцип «сейчас». «Сейчас» это функциональная концепция того, что и как делает индивид
в данный момент. Например, акт воспоминания далекого прошлого является частью «сейчас», а то, что
происходило несколько минут назад, не является «сейчас».
2. Принцип «я ты». Выражает стремление к открытому и непосредственному контакту между
людьми. Часто свои высказывания члены психотерапевтической группы направляют не по адресу
конкретному участнику, а в сторону или в воздух, что обнаруживает их опасения и нежелание говорить
прямо и однозначно. Психотерапевт побуждает участников группы к непосредственному общению,
просит адресовать конкретные высказывания конкретным лицам. Прямая конфронтация мобилизует
аффект и живость переживания.
3. Принцип субъективизации высказываний. Связан с семантическими аспектами
ответственности пациента. Психотерапевт предлагает пациенту заменять объективизированные формы
(типа «что-то давит в груди») на субъективизированные («я подавляю себя»). Это помогает пациенту
рассматривать себя как активного субъекта, а не как пассивный объект, с которым «делаются» разные
вещи.
4. Континуум сознания. Является неотъемлемой частью всех технических процедур, но может
использоваться и в качестве отдельного метода. Это концентрация на спонтанном потоке содержания
переживаний, метод подведения индивида к непосредственному переживанию и отказу от
|