С помощью психотерапии возможен перевод больных с ограниченных форм мотивации к более
зрелым. Если больной стремится к развитию, может быть использована реконструктивная
психотерапия, направленная на внутренний конфликт, с целью привести больного к наивысшему
уровню ориентации на собственные возможности. В фокусе внимания здесь прежде всего
распознавание и разрешение ярости больного, выражаемой или подавляемой, а также чрезмерного
страха наказания. Осознание того, что сегодняшнее поведение коренится в опыте и искаженных
представлениях детского возраста, является существенным ингредиентом реконструктивной
психотерапии, хотя целесообразность фокусирования исключительно на инсайте и подвергается
сомнению. В ходе лечения психотерапевт должен постоянно быть начеку относительно регрессивных
отступлений больных в сторону зависимости, помогая им вернуться к мотивации, ориентирующейся на
собственные возможности. Потребность же больного в зависимости используется для форсирования
эмоционального научения с помощью воспитательных приемов. Психотерапевт постоянно
интерпретирует разницу между реалистическими и инфантильными аспектами поведения больного при
психотерапии и вне ее. В отличие от классического психоанализа,
рассматривающего перенос как
проявление тенденции к компульсивному повторению прежних ситуаций, Радо считает его
регрессивной реакцией больного (пронизанной отношениями с родителями) на актуальные неудачи
приспособления вследствие дефицитарного поведения в кризисных ситуациях. Прослеживанию
истоков неуспешных действий в кризисных ситуациях и «коррекции эмоциональной структуры» памяти
способствуют правильные интерпретации.
Работа с переносом происходит таким образом, чтобы
помочь больному распознать, что беспомощность и гнев по отношению к психотерапевту в
действительности направлены к персонажам прошлого. Больного поощряют к воспроизведению в
памяти современных фрустрирующих сцен с замещением действительных участников
соответствующими персонажами прошлого, к ориентации на собственные возможности и расширению
реалистического приспособления. Сны рассматриваются в качестве компенсаторных реакций на
неразрешенные конфликты предшествующего дня, как «предохранительный клапан латентных
эмоциональных реакций больного». Активность психотерапевта поощряется, в особенности в
воспитательной роли.
Критики А. п. Р. склоняются к тому, что в своей попытке по-новому интерпретировать
формулировки Фрейда (Freud S.) представители этой концепции преуспели не столько в глубоком
понимании психодинамики, сколько во введении в литературу новых метафизических положений.
Сомнению подвергается активное обращение с переносом, поскольку ориентация на собственные
возможности более эффективно достигается недирективной и неструктурирующей психотерапией.
«Натаскивание» больного на поведение, соответствующее более зрелому уровню мотивации,
представляется также скорее перевоспитательной, чем психоаналитической процедурой. Однако
отмечается, что А. п. Р. дала возможность по-новому взглянуть на феномен приспособления. Она
предложила также некоторые специальные приемы помощи больному в нормализации его
коммуникативного поведения. В особенности интересными являются предложенные подходы к
сексуальным проблемам, таким как гомосексуализм, и к стремлению к всемогуществу, силе и
зависимости. А. п. Р. использовалась в работах по церебральной физиологии поведения.
АДЛЕР Альфред (Adler А., 1870-1937). Основатель индивидуальной психологии. Родился в Вене,
умер в возрасте 67 лет в Шотландии во время лекционного турне по странам Европы. Тяжелые
заболевания, перенесенные А. в детстве, повлияли на выбор специальности врача и формирование в
дальнейшем интереса к идеям компенсации органической неполноценности.
В 18 лет А. поступил в Венский университет, где изучал медицину. Будучи студентом,
интересовался идеями социализма. После окончания университета работал врачом-офтальмологом,
потом интернистом. Постепенно его интересы стали смещаться в область неврологии и психиатрии.
В 1902 г. А. одним из первых вступил в кружок психоаналитиков, организованный Фрейдом
(Freud S.). В 1910 г. по инициативе создателя психоанализа А. был выдвинут на пост первого
президента Венского психоаналитического общества. К 1911 г. теоретические расхождения между
Фрейдом и А. стали настолько серьезными и явными, что последний был вынужден отказаться от поста
президента и покинуть Общество. Он основал собственную Ассоциацию индивидуальной психологии,
идеи которой стали распространяться по всей Европе.
|