ситуациях на уровне «безэмоционального мышления» до какой-то степени контролируются
интеллектом. Происходит более совершенное распознавание надвигающейся угрозы для организма с
оценкой возможности совладания с ней. На наиболее высоком уровне «самоатрибуции» повышенная
гордость сопровождает реакцию гнева или осознание собственной силы, в то время как за снижением
самооценки следуют реакции страха или сознание собственной слабости.
Совесть индивида формируется под воздействием родительских дисциплинарных поощрений и
наказаний. Страх наказаний и обусловленные им ограничения автоматизируются и не утрачивают своей
силы во взрослой жизни. Послушание и моральные принципы, вытекающие из этого, также
сохраняются в качестве адаптивных шаблонов поведения. Следование велениям совести является
последствием страха родительского наказания.
Искушение может спровоцировать реакции гнева и возмущения, которые, преодолевая запреты,
налагаемые совестью, могут побудить к непослушанию. Оно в свою очередь может вызвать страх
заслуженного наказания, что может привести к желанию вернуться на прежние позиции. Гневный
вызов, следовательно, может быть внутренне превращен в самобичевание, раскаяние и мольбу о
прощении в надежде восстановить родительское благоволение. Этот искупительный стереотип
поведения может оказаться фиксированным; тогда индивид постоянно ищет прощения, наказывая себя.
Более опасны феномены самонаказания за воображаемую вину и предвосхищающего болевого наказания
как пускового фактора удовлетворения запретных желаний. Иногда индивид оставляет упреки в
собственный адрес; тогда гнев направляется на лицо, внушающее страх.
Недостаточность контроля кризисных ситуаций может быть вызвана излишним страхом, гневом
и болью. Результатом является избыточность реакции на существующую опасность и реакций,
характерных для кризисных ситуаций в отсутствие реальной опасности. Внешние проявления эмоций
становятся чрезмерными. Чтобы остановить их, организм может прибегнуть к вытеснению и другим
автоматическим механизмам «сброса». Все поведенческие нарушения являются следствием таких
дефектов в приспособлении к кризисным ситуациям.
Радо подчеркивает, что природа снабдила человека механизмом выживания, функционирующим
по приспособительным стереотипам, которые с возрастом меняются как по силе, так и по форме.
Схематично период юности характеризуется стереотипами зависимости; взрослый период
стереотипами ориентации на собственные возможности; период старения стереотипами
снижающейся адаптации. На ранних этапах механизм выживания диктует подчинение внутренних
желаний родительским требованиям. В результате может выработаться тактика заискивания, обмана или
шантажа и искупительные или агрессивные формы совладания с действительным или мнимым
отверганием. Наблюдается бессознательное стремление к удовлетворению потребности в зависимости с
отказом принять родительские ограничения. Цивилизация диктует укрощение реакций детской ярости;
родители применяют дисциплинарные меры, чтобы сдержать реакции ребенка и контролировать их.
Механизм совести формируется на базе этого обусловливания и помогает развитию ответственной
независимости. Это облегчает контроль кризисных ситуаций; реалистическое мышление и поведение
заменяют эмоциональное мышление и активность; ориентировка на собственные возможности
замещает зависимость.
Значение А. п. Р. для лечения вытекает из ее трактовки функций «Я». Подчеркивается, что весь
материал, полученный в процессе беседы, должен соотноситься с актуальными проблемами адаптации.
В эмоциональной матрице «добродетельных эмоций» (любовь, сострадание), контролируемых разумом
(«адаптивный инсайт»), психотерапия направлена на поддерживающие, воспитательные
(репаративные) или реконструктивные цели в зависимости от уровня мотивации больного. Очевидны 4
категории мотивации, которые определяют приемы, больше всего подходящие для индивида. Эти
формы мотивации соотносятся со стадиями развития личности. Первый уровень «магическое
стремление» к идеализируемому родителю делает возможным использование такого суггестивного
приема, как гипноз.
Второй уровень, характерный для более высокой стадии развития, «взывание к
родителям» также адресуется к ограниченным целям и делает возможным применение
воспитательных мер и убеждений. Третий («кооперативные усилия») и четвертый («реалистическая
ориентация на собственные возможности») уровни позволяют использовать приемы, направленные на
реконструктивные цели.
|