5) пути преодоления невроза.
Необходимым условием успешности психотерапии Б. Н. Бирман считал диспансеризацию
больных неврозами, в условиях которой возможно длительное поддерживающее лечение.
ГОЛОТРОПНАЯ ТЕРАПИЯ (греч. holos весь, целый и tropos поворот, направление).
Данная стратегия психотерапии, разработанная Грофом (Grof S.), использует для достижения
терапевтического эффекта измененные состояния сознания, вызываемые с помощью управляемого
дыхания, провоцирующей музыки и других форм звукового воздействия, специфических приемов
работы с телом и рисования мандал в заключительной части сеанса (произвольных рисунков отчетов
о проведенных сеансах).
Принципиальные подходы Г. т. соответствуют психоделической психотерапии.
Дословный
перевод термина Г. т. в интерпретации автора терапия, направленная на восстановление
целостности. В качестве синонима используется также термин «холономная интеграция». По автору, Г.
т. важная и эффективная альтернатива традиционной глубинной (аналитической) терапии, в центре
которой вербальный обмен между психотерапевтом и человеком, который обращается за помощью. Г. т.
явилась итогом тридцатилетнего изучения терапевтических возможностей измененных состояний
сознания, индуцированных применением в терапевтических целях психоделических средств (ЛСД) и
нефармакологических способов воздействия на сознание, в частности методики управляемого дыхания.
Терапевтический смысл достижения измененного состояния сознания состоит в переживании
специфического комплекса явлений: 1) биографического материала, 2) перинатальных матриц и 3) так
называемого трансперсонального сознания, отражающего не только и не столько биографические
причины (в динамическом смысле) проблем пациента, сколько особую трансцендентальную связь
человека с окружающим миром, временем и пространством. Переживание такой космической
взаимосвязи способствует раскрытию подлинной человеческой сущности и приводит к достижению
полной внутренней интеграции. Гроф оспаривает современные представления врачебной
(медицинской) модели психиатрии, которая рассматривает эффекты измененного состояния сознания,
вызванные психоделиками, как варианты токсического психоза. По Грофу, Г. т. является весомым
аргументом в пользу того, что эффекты, достигаемые при погружении в особые состояния сознания,
отражают именно связь с психической жизнью человека, поскольку на сеансах Г. т. без использования
фармакологических средств отмечаются те же самые феномены. В концептуальной схеме основных
эффектов Г. т. описываются такие явления, как изменение размерности сознания, существование
сенсорных барьеров, ограничивающих переход к более глубоким уровням бессознательного, слоеное
строение подсознания, перинатальные матрицы и их динамика, трансперсональные явления психики.
Г. т., по мнению Грофа, в определенной мере подтверждает предположения Юнга (Jung С. G.) о
коллективном бессознательном, интегрирует в себе подходы динамической психиатрии и, в частности,
элементы ортодоксального психоанализа,
некоторые эзотерические учения (йога,
древняя китайская
философия, буддизм и др.).
Гроф предлагает своеобразную архитектуру психопатологических нарушений. По сути, вводится
новое понимание психологии, психопатологии и психотерапии, возникшее на базе практической
работы (термином «практическая работа» Гроф подчеркивает различия Г. т. и других видов
«разговорной», «вербальной», не направленной на практику психотерапии). Эта концепция
психического включает пять развернутых категорий:
1) размерность психики и картография внутреннего пространства;
2) архитектура психопатологии;
3) эффективность механизмов терапии трансформации личности;
4) стратегия терапии и самоанализ;
5) сознание/материя и природа реальности.
Картография психики человека предполагает создание нового ее образа. В дополнение к
традиционному представлению психоанализа о бессознательной части психики и заключенных там
биографических воспоминаниях высказывается гипотеза о существовании еще более глубоких областей
бессознательного. В частности, выделяется перинатальная область психики, в которой сосредоточены
переживания и образы смерти и рождения, и трансперсональная сфера, соотнесенная с широким
спектром переживаний, традиционно рассматриваемых как религиозные, духовные, оккультные и
|