Предложенная концепция, по мнению автора, не только вносит вклад в науку о психическом
здоровье, но и требует пересмотра современных парадигм, изучающих Вселенную в космических
масштабах, микрокосмос, пространство и время, биологию и пр. Заключения о новых возможных
альтернативах развития современного естествознания автором делаются на основании анализа
переживаний участников сеансов Г. т. С позиций предложенной концепции Г. т. объясняются такие
явления, как экстрасенсорное восприятие и другие феномены, которые разрушают фундаментальные
представления материалистической науки и «механистического видения мира».
Основной философской предпосылкой Г. т. является предположение о том, что каждый человек
европейской культуры «функционирует гораздо ниже своих реальных потенциальных возможностей и
способностей, и такое обеднение возможностей происходит из-за идентификации индивидуумом себя
лишь с одним из аспектов своего бытия физического тела и Эго». Эта ложная идентификация
приводит к лишенному аутентичности,
нездоровому и обедненному образу жизни, способствует
возникновению и развитию эмоциональных и психосоматических заболеваний психологического
характера. В происхождении заболеваний играют роль и механизмы дистресса, возникновение которого
при отсутствии органической патологии рассматривается как сигнал того, что личность, опирающаяся
на ложные предпосылки, достигла критического момента, когда «прежний образ жизни не только "не
работает", но и уже несостоятелен». Следствием такого развития событий является возникновение
проблем в определенной области жизни, например в браке, сексуальной сфере, профессиональной
деятельности, взаимоотношениях с другими людьми и пр. Своеобразная диагностика причин
заболеваний в каждом конкретном случае строится на анализе психопатологических синдромов и
жизненных стереотипов с точки зрения связанности их с одним из вариантов перинатальной трагедии и
специфики родовой травмы. Идея терапевтического воздействия опирается и на работы Юнга, который
указывает, что психика располагает могущественным потенциалом самооздоровления, а источником
целительных сил является коллективное бессознательное. Задача врача в контексте Г. т. сводится к тому,
чтобы помочь добраться до глубинных слоев психики, не занимаясь рациональным рассмотрением
проблемы с использованием каких-либо специфических методов изменения психической ситуации по
заранее выработанному плану. Исцеление оказывается результатом диалектического взаимодействия
сознания с индивидуальным и коллективным бессознательным.
Техника Г. т. опирается в первую очередь на какое-либо непосредственное переживание из
описанных выше как исходное трансформирующее средство. Вербальное воздействие применяется на
стадии подготовки и после окончания сеанса, чтобы усилить интеграцию переживаний. Врач создает
русло работы, формирует доброжелательную рабочую обстановку и предлагает технику, которая
активизирует бессознательное с помощью дыхания, музыки и других дополнительных приемов. В таких
условиях имеющаяся симптоматика усиливается и из латентного состояния переходит в проявленное,
становясь доступной сознанию. Задача врача способствовать такому спонтанному проявлению,
полностью доверяясь этому автономному оздоровительному процессу. Симптомы представляют собой
заблокированную энергию и предельно конденсированный опыт, т. е. симптоматика не только является
проблемой, но и предоставляет возможности к выздоровлению. Основная цель методов практической
психотерапии состоит в активизации бессознательного, освобождении энергии, «застрявшей» в
психопатологической симптоматике, и преобразовании стационарного баланса энергии, включенного в
поток переживаний. При работе с бессознательным активируется та его область, которая сильнее
связана с симптоматикой, при этом сама симптоматика является внешней стороной проявления СКО,
центры кристаллизации которых находятся в БПМ. Г. т. раскрывает глубокие связи с
трансбиографическими областями психики. Основное кредо Г. т. состоит в признании потенциала
измененных состояний сознания, способных к эволюции и трансформации и обладающих
оздоровительным воздействием. Переживание целостного опыта измененных состояний сознания, как
правило, приводит к изменению динамического равновесия исходных симптомов, трансформируемых в
поток необычных переживаний и исчезающих в этом процессе. Задача терапевта (или фасилитатора)
сводится к тому, чтобы поддерживать процесс практической работы, полностью доверяя его
оздоровительной природе и не делая никаких попыток вмешательства в него.
В Г. т. были опробованы всевозможные методики и дыхательные процедуры из практики
различных эзотерических школ кундалин-йоги, сиддха-йоги, тибетской ваджраяны, суфизма и др.
|