участников о групповых целях. Формирование и принятие их членами группы создает основу для
терапевтической активности. Определенная направленность действий позволяет участникам понять
смысл и осознать значение групповых действий, удовлетворяет индивидуальные потребности,
особенно при совпадении индивидуальных и групповых целей. Существенной проблемой в начале
работы психотерапевтической группы является формирование собственно психотерапевтических целей
и преодоление дисбаланса между общегрупповыми целями и довольно часто обнаруживающимися
неконструктивными, «антипсихотерапевтическими» целями отдельных участников группы. Кратохвил
следующим образом формулирует цели психотерапевтической группы: разобраться в проблемах каждого
участника, помочь ему понять и изменить собственное состояние; постепенно изменять слабую
приспособляемость пациента, достигая адекватной социальной адаптации; предоставлять информацию
о закономерностях интерперсональных и групповых процессов как основы для более эффективного и
гармоничного общения с людьми; поддерживать процесс развития личности в смысле роста своего
собственного личностного и духовного потенциала; устранять болезненные признаки и симптомы.
2. Нормы группы это совокупность правил и требований, «стандартов» поведения,
регулирующих взаимоотношения и взаимодействия между ее участниками. Групповые нормы
определяют, что допустимо и недопустимо в группе, желательно и нежелательно, правильно и
неправильно. Нормы в ходе развития группы могут претерпевать изменения, особенно при
возникновении новых сложных групповых ситуаций, но без их согласования не может быть
организованной активности. Мерой интернализации участниками групповых норм может быть усилие,
прилагаемое коллективом для их сохранения и защиты. К психотерапевтическим нормам обычно
относят: искреннее проявление эмоций (в том числе по отношению к психотерапевту), открытое
изложение своих взглядов и позиций, рассказ о своих проблемах, принятие других и терпимость по
отношению к их позициям и взглядам, активность, стремление избегать оценочных суждений и пр.
Важная проблема в психотерапевтической группе формирование собственно психотерапевтических
норм и преодоление, изживание «антипсихотерапевтических».
3. Структура группы, групповые роли и проблемы лидерства. Структура группы является
одновременно формальной и неформальной. Неформальная структура складывается гораздо медленней
формальной, поскольку определяется интерперсональным выбором. Разные члены группы занимают
различные позиции в иерархии популярности и авторитета, власти и престижа, осознают и исполняют
различные роли. Шиндлер (Schindler R., 1957) описал четыре наиболее часто встречающиеся групповые
роли. Альфа лидер, который импонирует группе, побуждает ее к активности, составляет программу,
направляет, придает ей уверенность и решительность. Бета эксперт, имеющий специальные знания,
навыки, способности, которые требуются группе или которые она высоко оценивает. Эксперт
анализирует, рассматривает ситуацию с разных сторон, его поведение рационально, самокритично,
нейтрально и безучастно. Гамма преимущественно пассивные и легко приспосабливающиеся члены
группы, старающиеся сохранить свою анонимность; большинство из них отождествляется с альфой.
Омега самый «крайний» член группы, который отстает от коллектива по причине неспособности,
отличия от остальных или страха. В психотерапевтической группе встречаются также и другие роли:
противник, оппозиционер, монополист, монопольный оратор, моралист, мученик, квазипсихотерапевт,
любимчик, шут, «козел отпущения», агрессор, провокатор, защитник, нытик, правдолюбец, блюститель
демократии. Для невротических пациентов характерны достаточно стереотипные роли.
Психотерапевтическая группа предоставляет возможности для их выявления, коррекции и расширения
ролевого диапазона и репертуара. Лидерство в группе важная составляющая Г. д., тесно связанная с
проблемами руководства, зависимости, подчинения и соперничества. Отношение к психотерапевту,
который является формальным лидером коллектива, в разные фазы развития психотерапевтической
группы может быть различным и изменяющимся. Роль неформального лидера в группе также не
является стабильной, соперничество, борьба за власть занимают существенное место в групповом
процессе. Во взаимоотношениях с лидером пациенты проявляют собственные амбивалентные
тенденции и установки, связанные с проблемами ответственности, безопасности, самостоятельности,
руководства, зависимости.
4. Групповая сплоченность понимается как привлекательность группы для ее членов,
потребность участия в группе и сотрудничество при решении общих задач, как взаимное тяготение
|