фундаментальный принцип аналитической ситуации, по выражению Фрейда, «олицетворять любовь к
истине», а также демократические принципы, лежащие в основании групповой аналитической
ситуации.
3. «Что он делает». Психотерапевт внедряет и поддерживает аналитическую атмосферу, он
слушает, воспринимает, принимает. Временами он становится активным лидером группы, иногда
останавливается на уровне интерпретаций, иногда только одного его присутствия достаточно для
работы группы.
Фулкс подчеркивал, что не существует единой роли или методики, делающих психотерапевта
хорошим специалистом. Однако осознание психотерапевтом того, что он делает, является
необходимым.
ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА. Совокупность внутригрупповых социально-психологических
процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы
образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад, называется Г. д. Иначе
говоря, это учение о силах, структуре и процессах, которые действуют в группе. Группа при этом
рассматривается как общность людей, характеризующаяся ограниченным числом членов (до 20 человек),
непосредственными контактами, распределением ролей и позиций, взаимозависимостью участников,
общими целями, ценностями и нормами, а также постоянным составом.
Термин Г. д. используется:
1) для обозначения направления в изучении малых групп, основанного на принципах гештальт-
психологии;
2) для характеристики процессов, происходящих в группе по мере ее развития и изменения;
3) для описания причинно-следственных связей, объясняющих эти явления;
4) для обозначения совокупности методических приемов, используемых при изучении
социальных установок и межличностных отношений в группе.
Термин Г. д. имеет отношение по крайней мере к трем психологическим дисциплинам. 1) В
социальной психологии Г. д. представляет собой область исследований. Ее предметом является
индивид (влияние группы на его чувства, поведение, когнитивные процессы), сама группа (ее влияние
как надындивидуального единства на индивида и другие группы), а также интеракция и
взаимоотношения между членами группы, группой и другими организациями (институтами). 2) Г. д.
обозначает также совокупность методических приемов, используемых одновременно для обучения и
социально-психологических исследований. В данном случае обучающиеся являются одновременно и
участниками, и наблюдателями-исследователями группового процесса. Процесс обучения происходит
не только в когнитивной плоскости, но и в форме интенсивного собственного опыта. В этом плане Г. д.
включается в педагогическую психологию. 3) Предметом Г. д. как области клинической психологии
является теория и технические приемы, направленные на изменение межличностных отношений в
группе. Педагогические и клинические аспекты Г. д. объединяются в настоящее время термином
«прикладная Г.д.». Первые исследования в области Г. д. были начаты Левином (Lewin K., 1944).
В психотерапии Г. д. представляет собой научную основу для психотерапевтического процесса в
группе, поскольку в терапевтических группах находят свое выражение все групповые феномены. В этом
смысле специфика групповой психотерапии как самостоятельного метода заключается в
целенаправленном использовании Г. д. в лечебных, психотерапевтических целях.
Применительно к
групповой психотерапии Г. д. рассматривается как совокупность взаимоотношений и взаимодействий
между участниками группы, включая и группового психотерапевта.
Кратохвил (Kratochvil S., 1978)
определяет Г. д. как совокупность групповых действий и интеракций, характеризующих развитие, или
движение, группы во времени, которая является результатом взаимоотношений и взаимодействий
членов группы, их деятельности и воздействия внешнего окружения. Хек (Hock K., 1975) рассматривает
Г. д. как процесс формирования, структурирования, развития и функционирования группы, который
приобретает важное значение для психотерапии. К характеристикам Г. д. относятся: цели и задачи
группы; нормы группы; структура группы, групповые роли и проблема лидерства; групповая
сплоченность; напряжение в группе; актуализация прежнего эмоционального опыта (проекция);
формирование подгрупп, фазы развития психотерапевтической группы.
1. Цели и задачи группы. Как правило, групповой психотерапевт прямо не информирует
|