1. Специфической характеристикой аналитической группы является то, что это группа, состоящая
из 7-8 пациентов и психотерапевта. Такое количество участников необходимо, чтобы наблюдать
психологические реакции пациентов в их социальном контексте. Группа достаточно велика, чтобы
считаться репрезентативной обществу. В то же время она достаточно мала, чтобы имелась возможность
отслеживать реакции каждого отдельного участника и исследовать причины их возникновения.
2.
Личности участников группы проявляются через взаимодействие друг с другом. Усилия
психотерапевта направлены на то, чтобы облегчить эти взаимодействия, способствуя созданию
атмосферы безопасности и используя свои возможности интерпретации, а также помогая членам
группы преодолевать сопротивление.
3. Особое внимание уделяется бессознательным аспектам духовной жизни и более примитивным
реакциям. Проявляется то, что в обычной жизни остается скрытым.
Определяя психотерапевтический процесс в группе, Фулкс подчеркивал его неразрывную связь с
процессом общения. Он говорил о переводе симптома на язык проблемы, которую можно
вербализовать, подчеркивал значение роста взаимопонимания в группе. Автор описал продвижение к
взаимопониманию от уровня символов и фантазий до уровня осознания смысла и значения и сравнил
этот процесс с осознанием вытесненного в бессознательное в ходе индивидуального психоанализа.
Фулкс выделил четыре уровня общения.
1. Уровень текущих событий рассказ о своей жизненной ситуации, происходящее «здесь и
теперь» в группе, восприятие психотерапевта как авторитетной фигуры.
2. Уровень переноса отношения и взаимодействия членов группы рассматриваются в свете
взаимных переносов. Группа может представлять собой семью, ее членов, братьев и сестер.
Психотерапевт отца или мать.
3. Уровень телесных или психических образов. Это более примитивный уровень, на котором
члены группы могут отражать бессознательные элементы «Я» других участников. Члены группы могут
проецировать друг в друга нежелательные и отвергаемые части своего «Я», любимые или ненавидимые
внутренние объекты или части объектов. Вся группа в целом символически представляет собой мать.
Фулкс также считал, что образ тела может быть отражен и представлен группой и ее членами.
4. Первичный уровень. Малоразработанная автором концепция. В его определении это уровень,
на котором возникают первичные образы в соответствии с концепцией Фрейда (Freud S.) и особенно с
представлениями Юнга (Jung C. G.) о коллективном бессознательном.
Уникальность аналитической группы Фулкс видел в том, что группа это нечто большее, чем
сумма составляющих ее членов.
Возникает новая психологическая реальность «групповая душа» («psyche group»). Автор ввел
понятие «матрица», подразумевая под этим коммуникационную сеть, которая не только межличностна,
но и трансличностна, и надличностна. Отдельные участники, как нейроны в нервной системе, лишь
узловые точки внутри определенной структуры. Это положение перекликается с общим взглядом Фулкса
на человека как на узелок в сети межличностных отношений. Аналитическая группа воссоздает матрицу,
в которой развивается личность.
В группе воспроизводятся две основные проблемы социальной жизни: отношения человека с
другими людьми и с группой в целом; урегулирование отношений группы и психотерапевта. Можно
уподобить эти проблемы проблемам ребенка, налаживающего отношения с окружающим миром,
матерью, как человеком, так и символом, а позже приспосабливающегося к треугольной эдиповой
ситуации и к существованию, присутствию, статусу и значению отца.
Анализируя функции и позицию психотерапевта в группе, Фулкс выделил следующие три
аспекта.
1. «Каков он есть на самом деле». Личность психотерапевта имеет огромное значение. Гораздо
важнее, каков он есть, чем что он делает. Если он достаточно уверен в себе, он не будет стремиться к
тому, чтобы выглядеть безупречным, и ни в коей мере не будет разделять бессознательные фантазии
группы о лидере или отце, обладающем магической властью. Он должен быть таким, каким он является
на самом деле, но, безусловно, достаточно адекватным и компетентным.
2. «Что он репрезентирует». Он объект переноса как для каждого отдельного пациента, так и
для всей группы. Часто репрезентирует Сверх-Я группы либо идеальное «Я». Должен репрезентировать
|