для понимания другими форме. Остальные члены группы смогут понять человека, только если энергия
(либидо), вложенная в эти симптомы, будет преобразована в нечто равнозначное и подлежащее обмену.
4. Изучить человека можно только внутри его естественной группы, в первую очередь в семье.
Психиатр, анализируя жизнь пациента группы, обнаружит, что проблемы больного представляют собой
лишь часть сложных проблем всей группы, он также сможет наблюдать различные ракурсы личности
пациента, обнаружит, что нарушения в его психике связаны с каким-либо аспектом его жизни и его
межличностными отношениями. Другими словами, психологические нарушения возникают в процессе
общения и не могут быть отнесены к одному человеку в отдельности.
5. В ситуации Г. а. п. Ф. нарушения могут быть определены и прослежены в результатах их
воздействия на динамические процессы в группе. Например, если пациентка впервые нарушает
молчание в отсутствие психотерапевта, препятствия к тому, чтобы она говорила, частично могут быть
отнесены к психотерапевту. Однако если она может разговаривать наедине с ним, ее проблема
заключается в том, что она не может делить его с другими.
6. Психотерапевтический процесс может быть сравним с выработкой более четкого способа
коммуникации. Этому процессу способствуют групповые факторы и техника психотерапевта: 1)
находясь в группе, пациент пытается активно участвовать в общегрупповом процессе, т. е. достичь
понимания окружающих и понять попытки других выразить себя; 2) психотерапевт (дирижер в
терминологии Фулкса) видит «смысл, что происходит» в динамике группы и принимает его за систему
координат. Средства, которыми он располагает, это вербализация,
и конечной целью является
выражение в четких словесных формулах того, что могут понять и разделить все члены группы. Он
интерпретирует содержание взаимодействий, поведения и межличностных отношений. Эта
интерпретация основывается на реальности, окружающей пациентов как внутри, так и за пределами
группы, и реакциях пациентов на эту реальность, а также на отношении пациентов к самим себе и
своему телу, особенно на бессознательных аспектах этих отношений.
7. Основная цель психотерапии
инсайт и приспособление. «Между ними есть связь: инсайт
способствует приспособлению, приспособление облегчает инсайт, инсайт без приспособления мало к
чему приводит, приспособление без инсайта не является полным, но может существовать.
Приспособление является более важным с точки зрения терапии, инсайт с точки зрения науки». Оба
этих процесса происходят при групповой аналитической психотерапии.
8. Основной закон групповой динамики:
важнейшей причиной, по которой пациенты,
страдающие неврозами, могут подкреплять нормальные реакции друг друга и преодолевать и исправлять
невротические реакции друг друга, является то, что совместно они представляют собой ту самую норму,
от которой каждый из них по отдельности отклоняется.
9. Основная цель психотерапевта обеспечить активное участие членов группы в групповом
взаимодействии. Он действует как «слуга» группы, не «тащит» группу, и в его задачу входит освободить
группу от зависимости от психотерапевта.
Он стремится к тому, чтобы интерпретации в первую
очередь исходили от членов группы, группа это тот инструмент, который он использует при любой
возможности. Он способствует тому, чтобы прояснять реакции и противоречия, присущие пациентам.
Больному обеспечиваются ситуации, где он вынужден «встретиться» сам с собой, куда он проецирует
самого себя и свои фантазии и которых он не может избежать. Так же неизбежно пациент «встретится» с
другими членами группы и их проблемами, в которых он, как в зеркале, увидит свои собственные.
После Второй мировой войны Фулкс совмещал работу в госпитале с частной практикой. Он стал
консультирующим психотерапевтом в известной больнице Модели в Лондоне, где организовал
психотерапевтическое амбулаторное отделение, в котором он выступал в качестве супервизора как
групповой, так и индивидуальной психотерапии.
Он также преподавал в Лондонском институте
психоанализа, основал Общество группового анализа. Свои идеи и взгляды Фулкс изложил в книгах
«Терапевтический групповой анализ» (1964) и «Групповая аналитическая психотерапия: методы и
принципы» (1975). В них он рассматривал аналитическую группу как создающую возможность для
взаимного переноса. Условия для возникновения переноса в аналитической группе созданы тогда, когда
в ней формируется терпимость, не используются оценки, принимаются любые реакции пациента.
Отношения между членами группы развиваются в особой атмосфере, где поведение не имеет
отрицательных последствий.
|