интеграции переживаний. Сеансы Г. т. проводятся в виде курса. Количество сеансов и их частота
определяются самим пациентом. Участие в сеансах Г. т. противопоказано сердечным больным,
беременным, пациентам в послеоперационный период с незажившими ранами, больным эпилепсией,
людям с органической патологией опорно-двигательного аппарата.
Теоретические и практические подходы Г. т. предлагают новую плоскость рассмотрения
психопатологии и терапии, обнаруживая связь с ортодоксальным психоанализом и другими
аналитическими концепциями, интегрируют в себе практику различных эзотерических учений, в том
числе биоэнергетику,
являются дальнейшей разработкой ЛСД-терапии. Ряд гипотез представляется
интересным, но, безусловно, требует дальнейшей клинической проверки, поскольку в имеющейся
литературе практически не говорится об эффективности Г. т. Теория и методика Г. т. обнаруживают
определенное сходство с ребефингом, но более разработаны и детализированы. Сомнения возникают
относительно возможностей переноса концепции Г. т. на объективные, существующие в
действительности закономерности функционирования человеческой личности.
ГРУППОВАЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ФУЛКСА. Фулкс (Foulkes S. Н., 1898-
1976) изучал психиатрию в Гейдельберге, Франкфурте, Мюнхене и Берлине. Среди его педагогов были
Крепелин (Kraepelin E.), Бергманн (Bergmann G.), Клейст (Kleist K.) ведущие ученые своего времени.
Получив медицинское образование, он провел два года в Неврологическом институте во Франкфурте,
которым руководил Гольдштейн (Goldstein K.), оказавший на Фулкса значительное влияние. Особенно
привлекали его идеи о целостной реакции организма на травму у пациентов с поражением мозга, а
также положения гештальт-психологии об отношениях фигуры и фона и изучения целостной ситуации, в
которой находится человек (в частности, ситуации эксперимента и присутствия наблюдателя).
Из Франкфурта Фулкс переехал в Вену для изучения психоанализа.
Его аналитиком была Дойч
(Deutsch H.). Он участвовал в семинаре, где встречались молодые психоаналитики и где особенным
влиянием пользовался Райх (Reich W.), развивавший свои идеи о технике анализа характера. Получив
квалификацию психоаналитика, Фулкс вернулся во Франкфурт, где стал директором клиники Института
психоанализа. Среди его сотрудников были Фромм (Fromm E.) и Фромм-Райхманн (Fromm-Reichmann F.).
Институт психоанализа помещался в одном здании с Институтом социологии, и психоаналитики
проводили совместные семинары с социологами. Фулкс считал, что эти контакты помогли ему осознать
равноценность биологических и социо-культурных факторов в человеческом сознании.
Во время Второй мировой войны Фулкс работал главным психиатром Британского военного
госпиталя. Впервые в истории современной психотерапии психодинамический подход был применен
для всего госпиталя. Свой опыт по внедрению принципов психотерапевтического сообщества в
госпитале с частичным самоуправлением, дискуссионными группами для персонала,
психотерапевтическими группами для пациентов, переложением ответственности за организацию
своего досуга на самих пациентов и т. д. Фулкс описал в своей первой книге «Введение в групповую
аналитическую психотерапию». Основные выводы, к которым он пришел: 1) госпиталь должен
функционировать как терапевтическое сообщество, его организация и деятельность должны отвечать
основной задаче восстановлению здоровья больных людей; 2) сам госпиталь как организация может
«заболеть», т. е. перестать выполнять свои задачи, и тогда он сам нуждается в лечении. В этой книге
автор сформулировал теоретические основы групповой аналитической психотерапии.
1. Суть человека социальна, а не индивидуальна. Каждый человек связан с миром, в котором он
живет, обществом, группой, частью которой он является. Нельзя противопоставлять внутреннее и
внешнее, человека и общество, тело и сознание, фантазию и реальность такое разделение будет
искусственным. Человек является частью социальной системы, и рассматривать его изолированно от
других все равно что вынуть рыбу из воды.
2. Невротическая позиция, по самой своей природе, глубоко индивидуалистична. Она, по сути,
стремится разрушить группу, поскольку является результатом несовместимости человека с его
первичной группой. В то же время она является фокусом деструктивных и агрессивных тенденций.
3. Невротический симптом это искаженное выражение конфликтов пациента, которые
никогда не были четко сформулированы и поэтому недоступны памяти или вербальному выражению. С
помощью симптома человек сообщает о своих жизненно важных и бессознательных конфликтах.
Освобождения от симптомов не наступит, пока пациент не научится выражать их в более доступной
|