Navigation bar
  Print document Start Previous page
 11 of 205 
Next page End  

Непосредственная связь с информацией выявляет коммуникативную сущность
редактирования. В течение тысячелетий единственным доступным был немате-
риальный путь передачи информации посредством слова. Благодаря точному
слову не только достигалось взаимопонимание между непосредственно об-
щающимися людьми, но и обеспечивалась возможность передавать от поколе-
ния к поколению эстафету накапливаемых знаний и опыта. При этом в коллек-
тивную коммуникативную цепь могла быть включена лишь та информация, ко-
торая соответствовала потребностям коллектива и не шла вразрез с его опытом.
В первобытном обществе этот опыт был сосредоточен в мудрости его предков,
которая высоко ценилась последующими поколениями. Конкретными храните-
лями традиций обычно выступали жрецы, мудрые старцы, учителя, провидцы и
другие люди, наделенные уважением и доверием коллектива. Они были храни-
телями слова и по сути осуществляли своего рода редактирование, отсеивая не-
значащие и сохраняя ценные фольклорные факты. Фольклор служил средством,
объединяющим общество связями в области информационного наследия. До-
полнять устные тексты было можно, но изменять то, что подтверждено опытом,
практикой, а часто и ценою многих жертв, не допускалось
. В этом процессе
участвовали также бесчисленные поколения певцов, сказителей и проповедни-
ков, которые, многократно воспроизводя устные фольклорные тексты, посте-
пенно отшлифовывали их, доводили до соответствия установленным традициям
и нормам.
Аналогично формировались научные знания и научная коммуникация. Находки
археологов свидетельствуют, что уже члены раннеродовой общины обладали
значительными сведениями об окружающей среде, разного рода природоведче-
скими знаниями, начатками знаний по медицине и фармакологии. Как утвер-
ждал
В.И. Вернадский, "несомненно, корни научного знания теряются в бес-
конечной дали былого. Мы сталкивается с ним в первых проблемах религиозно-
го сознания, коллективного художественного творчества или в начатках техни-
ки, а их следы мы находим в самых древних остатках человечества"
.
Донаучная информация, так же как и сведения о героических событиях, религи-
озные мифы, народные сказки и легенды, должны были распространяться в про-
странстве и во времени, сохраняться на протяжении многих веков. Однако по-
скольку единственным средством объективации этой информации была устная
речь, то зарождение научной коммуникации также было связано с фольклором.
И в этом случае критерием оценки и отбора информации оставался практиче-
ский опыт, который был сосредоточен в неоспоримой традиции и "не мог быть
отвергнут случайными индивидуальными наблюдениями"
.
Во всех информационных процессах при фольклорной традиции возможности
коллективной памяти фактически были ограничены объемом индивидуальной,
носитель которой был обязан к тому же максимально придерживаться устано-
вившегося образца. Для освобождения индивидуального познания от строгой
"редакторской цензуры" коллектива, которая становилась тормозом накопления
знания, требовалось отделить процесс создания новой информации от процесса
Hosted by uCoz