хранения старой. Отчуждение информации от ее создателя и объективирование
ее в виде письменного текста открыли новые возможности для развития редак-
тирования.
§2 Редактирование на раннеписьменном этапе\
В исторических памятниках трудно увидеть лежащие на поверхности свиде-
тельства о
редактировании, но при глубоком анализе текстов письменных до-
кументов в их содержании и форме можно отыскать порой скрытые намеки,
следы и даже уверенные признаки, говорящие о том, что материалы подверга-
лись редактированию. Письменность позволяет проводить исторические иссле-
дования редактирования уже на документальной основе.
До наших дней дошли письменные источники различной давности. В их ряду
одно из первых мест занимают
Веды -
сборники (их четыре) гимнов, риту-
альных правил и предписаний, которые относятся к древнеиндийской литерату-
ре. Главной среди них считается Ригведа, окончательное оформление которой
ученые датируют третьей четвертью II тысячелетия до н. э. Ригведа - сборник
гимнов, в которых восславляются боги, воспевается процесс жертвоприноше-
ния, восхваляется роль жрецов - брахманов
. Длительность периода сложения
гимнов не известна. Однако тот факт, что это сборники и они были созданы
кем-то, нельзя не принимать во внимание при рассмотрении их с позиций ре-
дактирования.
Документальными источниками письменности, представляющими интерес с
точки зрения истории редактирования, нужно считать сборники сказаний об
Иисусе Христе, именуемые
евангелиями. Специалисты в области библеистики
считают, что они представляют собой конечную фазу устной традиции, склады-
вавшейся анонимно в христианских общинах. Изучение текстов сборников и их
анализ с использованием "гипотезы многих источников", именуемой также
"теорией фрагментов", привели к выводу, что
евангелия составлены из рас-
пространенных тогда пророчеств, изречений и притч, автором которых якобы
был Иисус, а также описаний его жизни и совершенных им чудес. Соответст-
венно был выделен ряд
литературных форм. В частности, так называемые
"парадигмы" - поучительные сказания. В основе каждого поучительного сказа-
ния лежит какое-нибудь изречение Иисуса;
"новеллы", содержащие рассказы
о совершенных Иисусом чудесах, и
"логии", означающие разумную, вечную,
суверенную основу всех вещей
.
Евангелия были написаны в I веке. Первое из них - Евангелие от Марка - в 50-70
годах, примерно через 40 лет после смерти Христа, четвертое (Евангелие от Ио-
анна) - в 95-100 годах, через 65-70 лет после смерти Иисуса. Не все сборники
одинаковы с точки зрения литературной формы. Однако следует отметить, что
они имеют принципиально схожую
структуру: их тексты разделены на главы,
состоящие из коротких, последовательно пронумерованных, как правило, одно-
|