Navigation bar
  Print document Start Previous page
 112 of 205 
Next page End  

В условиях жесткой цензуры
"Современник" встретил реформу "проклятием
молчания": на фоне безудержных восхвалений реформы либеральными изда-
ниями молчание "Современника" выглядело особенно красноречиво: читатель,
привыкший в тому, что журнал злободневен, откликается на главные общест-
венные события, хорошо понимал, что за молчанием "Современника" стоит не-
приятие реформы. Кроме того, печатались материалы, в которых использовался
так называемый эзоповский язык (например, в материалах "Внутреннее обозре-
ние" (Современник. - 1861. - III).
Одно из направлений
"Современника" этого времени - полемика с крепостни-
ческими ("Труды вольного экономического общества", "Земледельческая газе-
та", "Журнал землевладельцев") и буржуазно-либеральными изданиями ("Эко-
номический указатель"). Эта полемика делала журнал актуальным, злободнев-
ным, вовлекая его в обсуждение самых острых, волнующих читателя проблем.
Не менее целеустремленно формировали и беллетристический отдел, журнала.
Художественные произведения раскрывали нищету и забитость крестьян, под-
нимали вопросы нравственного вырождения помещичьего класса.
Авторы
"Современника" - Л. Толстой, И. Тургенев, А. Островский, обличав-
шие мрачные стороны жизни и верившие в творческие силы русского народа.
Печатали и других литераторов, чьи призведения развивались в русле основных
тем журнала. Среди них Д. Григорович, И. Селиванов, А. Надеждин; С. Федо-
ров, С. Микешин, В. Даль. Причем редакция так умело подбирала произведения
писателей (по своим идейным установкам порою не только далеких, но враж-
дебных революционно-демократическому направлению), что беллетристиче-
ский отдел в целом подтверждал важнейшие положения политического отдела.
Важное значение имеет в издании организация материала. Это блестяще дока-
зывает опыт "Современника". Например, в мартовском номере за 1861 год наря-
ду с официальными указами напечатана статья В. Обручева "Невольничество в
Северной Америке" и "Песни о неграх" Лонгфелло.
Тем самым редакция подчеркивает, что борьба с крепостничеством по-
прежнему стоит в повестке дня. Понимая, что крестьянство забито, темно, что
народ не готов к революции, редакция стремилась оказать "внешнее влияние" на
крестьянина. Тут тоже использовались возможности формы организации мате-
риала в журнале: сочетание публицистических статей и художественных произ-
ведений на разные, но близкие по духу темы, создавало соответствующее идей-
ное звучание журнала в целом.
§4 М.Е. Салтыков-Щедрин – редактор
М.Е. Салтыков-Щедрин в качестве редактора впервые начинает работать в
"Современнике" с конца 1862 года. Он был ближайшим помощником
Некра-
сова, принимал участие в распределении материала, вел переписку с авторами,
переговоры с цензурой. В 1863 и 1864 годах он выступает как автор хроники
Hosted by uCoz