"Наша общественная жизнь", в материалах которой с позиций революционной
демократии обсуждает проблемы общественной и культурной жизни России. В
это время он опубликовал до тысячи страниц журнального текста в "Современ-
нике", закончил цикл "Невинные рассказы", создал первые четыре очерка "Пом-
падуров и помпадурш", сотрудничает в сатирическом отделе журнала "Сви-
сток".
В редакторской деятельности
Салтыкова-Щедрина нашли отражение его по-
литические и эстетические взгляды. Он пропагандирует революционно-
демократическую программу, отстаивает материалистическую эстетики, разра-
ботанную
Белинским, а затем развитую
Чернышевским и
Добролюбовым.
В 1866 году издание
"Современника" было запрещено. В конце 1867 года Не-
красов заключает договор с издателем журнала
"Отечественные записки"
А.А. Краевским и становится фактическим издателем и редактором журнала.
Совместно с Некрасовым редактором журнала становятся его ближайшие со-
трудники по
"Современнику" -
М.Е. Салтыков-Щедрин и
Г.В. Елисеев.
Общее руководство журналом осуществлял
Некрасов, беллетристическим от-
делом заведовал
Салтыков-Щедрин, публицистическим -
Елисеев.
Некра-
сов и
Салтыков-Щедрин превратили журнал в лучший после "Современника"
русский литературно-общественный журнал второй половины XIX века. К уча-
стию в работе журнала были привлечены крупнейшие русские писатели: А.
Островский, Г. Успенский, а также известные писатели своего времени В.
Слепцов, А. Левитов, В. Гаршин, Д. Мамин-Сибиряк.
Их редакторскую работу отличали идейность и принципиальность. Они сфор-
мировали журнал, имеющий определенное политическое лицо. Об этом свойст-
ве, как об одном из основных свойств журнального издания,
Салтыков-
Щедрин писал: "Если журнал не ищет твердых понятий о том, куда он идет и
чего хочет, если он занимается донашиванием чужих одежд и догладыванием
чужих оглодков, заслуживает ли он чести называться органом и руководителем
общественного мнения? Нет, не заслуживает"
.
Обратим внимание на то, что
Салтыков-Щедрин обозначает журнал как орган
и руководитель общественного мнения. Именно эта возможность - руководить
общественным мнением - рассматривалась редакторами-издателями того вре-
мени как основная задача журнальных изданий. Решая ее, редактор выдвигал
определенные требования к отбору произведений, подбору авторов, выбору тем
и проблем, рассматриваемых в журнале, которые определяло мнение
Щедри-
на, что "литература и пропаганда - это одно и то же".
С конца 1876 года
Щедрин возглавляет редакцию
"Отечественных записок"
один, так как Некрасов тяжело заболел. После смерти Некрасова Щедрин руко-
водит беллетристическим отделом, и демократическое направление было выра-
жено в этом отделе яснее, чем в публицистическом.
|