ственных записок"... и что ему "не хочется печатать 6 частей вещи, "которой не
сочувствуешь""
.
Высокую требовательность предъявлял
Щедрин к языку произведений. Он
говорил: "Надо каждое слово рассчитать, чтобы оно не представляло диссонан-
са, чтобы оно было именно то самое, которое следует"
.
Характерно отношение
Салтыкова-Щедрина к начинающим авторам: он вни-
мательно читал их произведения, назначал встречи для личного разговора, вно-
сил серьезную правку, если видел, что произведение может быть напечатано, но
недостаточно отделано. Многие писатели прошли "школу Щедрина" в
"Оте-
чественных записках". Среди них
Мамин-Сибиряк,
Г. Успенский, Салов.
Как и
Белинский, Щедрин большую роль отводил библиографическому отде-
лу. Здесь помещались различные формы рецензий -
статьи,
пародии,
фельетоны, которые в целом самым активным образом отражали общее демо-
кратические направление журнала.
Салтыков-Щедрин вошел в историю теории редактирования как редактор, ко-
торый много работает над текстами авторов, порою в корне изменяя отдельные
части произведения. По сути, для молодых начинающих писателей это была
своеобразная школа литературного мастерства. В статье "
М.Е. Салтыков-
Щедрин - редактор"
Л.Ф. Тоскин приводит ряд примеров довольно активного
вмешательства Щедрина в авторский текст. Он пишет:
"Н.К. Михайловский
приводит случай с молодым талантливым писателем Котелянским, повесть ко-
торого "Чиншевики" Щедрин не только исправил и сократил, но и вытравил на
всем протяжении повести одно из действующих лиц, со всеми его довольно
сложными отношениями к другим оставшимся действующим лицам.
А.М.
Скабичевский приводит не менее характерный пример, как одна сентименталь-
ная романистка окончила свой роман смертью героини от чахотки, а Щедрин,
редактируя рукопись, внес изменение и закончил роман браком героини с геро-
ем"
.
Работу Щедрина над произведениями начинающих авторов, в сущности,
нельзя рассматривать как редактирование в том смысле, в каком мы рассматри-
ваем редакторскую деятельность в данном конспекте лекций. Работа Щедрина -
это своеобразная передача писательского опыта одного писателя другому. В
эпистолярном наследии Щедрина - в его переписке с авторами и редакторами -
содержатся общие принципы оценки Щедриным произведений литературы,
многие из которых реализованы им в "Отечественных записках". В статье
М.Е. Мордовченко
"М.Е. Салтыков-Щедрин - редактор" дан подробный ана-
лиз правки Щедриным двух очерков
Г.И. Успенского
. Правка говорит о
том, что Щедрин подходил к этим очеркам, как и к другим литературным про-
изведениям, с позиций революционной демократии и прежде всего обращал
внимание на идейную сторону произведений.
|