щественно с точки зрения организации деятельности того или иного издания. За
ним стоит требование целостности, единства издания, которое обеспечивается,
конечно же, редактором. Не случайно Чехов повторяет в том же письме: "В
журнале, как в картине или поэме, должно быть одно лицо, и должна чувство-
ваться одна воля" .
Выводы
XIX век оказался самым плодотворным по сравнению с предыдущим периодом
развития отечественного книгоиздания с точки зрения становления
редакти-
рования как самостоятельной сферы деятельности.
Образно говоря, этот век подхватил и развил редакторские начала, проявившие-
ся в издательской практике ХVII-ХVIII веков, и стал временем формирования
базы для дальнейшего развития
редакторской деятельности ХХ века.
Именно в ХIХ веке появилось осознание самостоятельности труда редактора,
началась разработка подходов к обоснованию специфики его работы.
Начало века связано с редакционно-издательской деятельностью декабристов и
Пушкина, конец с редакторской работой
Короленко и
Чехова. На разви-
тие
редактирования оказали сильнейшее влияние крупные деятели отечест-
венной культуры
Белинский,
Некрасов,
Писарев,
Салтыков-Щедрин,
x
Герцен.
Рассматривая процесс становления и развития
редактирования как самостоя-
тельной области деятельности, следует учитывать тот факт, что издательское и
редакторское дело тесно связано с цензурой и в какой-то мере реализует те пра-
вила, которые разрабатываются цензорами. Это отчетливо проявилось в XIX ве-
ке, и получило свое развитие в отечественном книгоиздании ХХ века.
Редакторское дело в ХIX веке развивалось и расширялось в процессе становле-
ния и развития различных типов и
видов изданий и прошло путь от разработ-
ки общих подходов к подготовке альманахов и "толстых" журналов, а также от-
дельных изданий к формированию принципов создания собраний сочинений и
обоснованию требований к произведениям определенных видов литературы.
Постепенно структурируется
массив изданий по жанрово-видовому признаку,
ведутся дискуссии о принципах формирования того или иного типа и вида изда-
ний. В этих дискуссиях активно участвуют редакторы, издатели, литераторы,
накапливаются формы и методы редактирования, формируются традиции, обос-
новываются критерии оценки произведений литературы, требования к издани-
ям, складываются представления о задачах, целях работы редактора, о его пра-
вах и обязанностях, об основных составляющих редакторской деятельности, о
специфике редакционно-издательского процесса.
|