Кроме того,
массив изданий структурируется по отраслевому признаку и по-
является нужда в редакторах, знакомых с той или иной областью знания. Осо-
бенно активно развивается медицинское, сельскохозяйственное, искусствовед-
ческое книгоиздание. Складывается структура медицинской, сельскохозяйст-
венной, искусствоведческой периодики, выпускаются отраслевые монографии,
практические пособия учебные издания. Развивается литература для детей.
Редактированием занимаются как люди, владеющие литературным языком,
так и специалисты соответствующей отрасли. Например, медицинские издания
редактируют специалисты, профессионально знающие медицину, художествен-
ные произведения - литераторы. В собственно редактировании как бы перепле-
таются профессиональные (сегодня мы назвали бы их деятельностными) момен-
ты и знание литературного языка. Это со временем приведет к разграничению
обязанностей научного и литературного редактора при подготовке к изданию
научной и справочной литературы по различным отраслям знания. Литератур-
ное редактирование осуществлялось тогда исключительно на основе вкуса и
знания редактора, так как специальной теории редактирования, которая обосно-
вывала бы подходы к этой работе, тогда не существовало.
Нужно иметь в виду, что прежде всего редакторское знание развивалось в про-
цессе издания художественной литературы. Причем редакторские функции вы-
полняли профессиональные литераторы. Поэтому часто работа редактора выхо-
дила за рамки чисто редакторской работы: писатель, используя собственный пи-
сательский опыт, как бы вторгался в сферу чужого языка и стиля. Это отчетливо
видно, например, в работе
А.П. Чехова с чужими рукописями. В то же время
конкретная правка писателями рукописей позволяет формулировать критерии
редакторской оценки произведений литературы, общие подходы к анализу про-
изведения - не только художественной, но и других видов литературы в практи-
ке редактирования.
В ХIX веке в основных чертах формируются критерии редакторской оценки ху-
дожественной, научно-популярной, научной и справочной литературы. Особен-
но активно развивались проблема популяризации знания и методы его пред-
ставления для неспециалиста. Многие выдвинутые в XIX веке положения легли
в основу разработанной значительно позже теории редактирования научно-
популярной литературы.
Редактирование определяется характером развития книжного дела в целом и
книгоиздания в частности.
В рассматриваемый период получают развитие два направления в
подготовке
издания - авторское, когда автор решает вопрос о характере издания, и редак-
торское, когда речь ведется о том, что редактор и издатель исправляют текст
произведения в соответствии с собственным отношением к содержанию. По-
следнее особенно отчетливо проявилось в деятельности
Сенковского, кото-
рый писал: "В "Библиотеке для чтения" редакция значит редакция в полном
|