Navigation bar
  Print document Start Previous page
 136 of 205 
Next page End  

Помимо лубочных
И.Д. Сытин в широких масштабах выпускал дешевые, но
ценные в практическом отношении издания для крестьян и ремесленников. В
его издательстве был даже создан специальный отдел "промышленного образо-
вания", в функции которого входила подготовка и выпуск массовых изданий для
этой категории читателей. Авторами издательства были имеющие знания в со-
ответствующей области и владеющие пером специалисты, которые смогли под-
готовить около 60 названий книг для таких популярных
сытинских серий, как
"Для крестьян", "Для сельских хозяев", "Общими силами" и др. Это были изда-
ния, главным образом содержащие практические советы, основанные на дости-
жениях науки и передового производственного опыта. ("Что надо знать земле-
дельцу о почве", "Как улучшить луга" и т.п.).
Все это значительно расширяло профессиональные рамки для редакционно-
издательского корпуса, стимулировало специализацию редакторского труда,
повышало требования к его квалификации. Например, при
редакционно-
издательской подготовке массовой "книги для народа" необходимы были очень
точный учет читательского адреса, и поиск адекватных форм подачи фактиче-
ского материала, языковых средств выражения, методов художественного и по-
лиграфического оформления.
Попутно решалась и другая, не менее важная издательская задача, - создание
атмосферы доверия читателя к "своему" издательству, выступающему в роли
помощника, советчика, знающего и понимающего нужды и запросы людей. О
том, насколько это удавалось издателям, косвенно можно судить по оценке та-
кого взыскательного читателя, как
А.П. Чехов, который в одном из писем к
А.С. Суворину указывал на то, что, по его мнению, предприятие
И.Д. Сытина
"... пожалуй, это единственная в России издательская фирма, где русским духом
пахнет и мужика-покупателя не толкают в шею".
Помимо формирования крупных многопрофильных издательств заметной тен-
денцией того периода, оказавшей ощутимое влияние на развитие редактирова-
ния, становится специализация издательских предприятий как по тематическо-
му профилю, так и по типологической структуре репертуара. В этой связи, в ча-
стности, можно указать на издательства
А.Ф. Девриена и
П.П. Сойкина, вы-
пускавшие книги, главным образом по естествознанию, сельскому хозяйству,
географии; первое в России издательство, специализирующееся на выпуске ме-
дицинской литературы
К.Л. Риккера и др. Выпуск энциклопедических изда-
ний - наиболее характерная черта таких издательств, как
издательство Ф.А.
Брокгауза и И.А. Ефрона,
издательство А.Н. и И.Н. Гранат.
Специализация редакционно-издательской деятельности является объективным
процессом отражения развития экономики, науки. Вспомним, что, начиная со
второй половины XIX и вплоть до начала XX века происходит ломка классиче-
ских представлений о реальном мире, переход к познанию новых уровней мате-
рии, меняются основы научного мышления. Происходит и дальнейшее своеоб-
разное разделение "сфер влияния" между научным журналом и книгой прежде
всего по качественному критерию в оценке их содержания. Если журнал, отра-
Hosted by uCoz