Начав писать на научные темы, еще находясь на студенческой скамье Петер-
бургского университета (первая его работа появилась в "Отечественных запис-
ках" еще в 1864 году), К.А. Тимирязев, в сущности, всю свою жизнь посвятил
проблемам создания научной и научно-популярной книги. В ней он видел не
просто средство научной коммуникации, распространения знаний, но и дейст-
венное средство формирования духовно богатой личности. Отсюда и та сверх-
задача, которую ставил К.А. Тимирязев перед теми, кто работает на ниве науч-
ного просвещения, - "сделать эти орудия знания возможно доступными, воз-
можно дешевыми, возможно широко распространенными - вот что, по моему
мнению, составляет обязанность людей науки, разумея под этим словом всех
тех, кто убежден, что наука является важнейшим условием успеха в развитии
человечества, умственном, нравственном и материальном"
.
Этим и определяется тот широкий спектр требований к произведению, которые
использует
К.А. Тимирязев, выступая и как автор, и как редактор, и как ре-
цензент. Одним из первых он поставил вопрос о нравственно-этическом облике
ученого, о его моральной ответственности за свою деятельность, ее результаты
и последствия. С точки зрения К.А. Тимирязева, научная, равно как и научно-
популярная книга, должна отражать все ценностные ориентиры миропонимания
как целостной органической системы, охватывающей не только сферу матери-
альной деятельности, но и многообразие человеческих отношений.
Тимирязев показал, что наука - это живое движение человеческой мысли, не-
прерывный процесс познания во всей его сложности и противоречивости, и са-
мовоспитания личности. Он выступал против догматизма в изложении научного
материала, ложно понимаемой сенсационности, которой многие авторы руково-
дствуются при отборе фактов и выборе форм их интерпретаций. По его словам,
лишь читатель должен служить для автора и редактора последней и безапелля-
ционной инстанцией, по которой должны сверяться и все литературные средст-
ва передачи научной информации.
Как сын своей сложной и противоречивой эпохи,
К.А. Тимирязев не остался в
стороне от той острой, бескомпромиссной борьбы идей в науке, общественной
жизни, литературе и искусстве, которыми эта эпоха была столь богата. Будучи
страстным и убежденным приверженцем дарвиновской теории, он не принял
(или не понял) тех перспектив, которые открывала генетическая теория. Извест-
ны его резкие и необъективные замечания, оставленные на полях рецензируе-
мых им рукописей сторонников этой школы. Однако эти заявления никогда не
носили конъюнктурного характера.
Противоречия эпохи, сложность и неоднозначность ее историко-
хронологической структуры (нарастания и спады социально-экономических и
политических движений, первая мировая война), различное понимание проблем
культуры и ее движущих сил, неоднозначные взгляды на ее судьбу, как и на пу-
ти развития страны в целом - все это сформировало специфические черты всей
духовной атмосферы того времени.
|