Такое положение привело к тому, что
редактирование стало рассматриваться
главным образом как работа, сводимая к правке литературного произведения. В
профессиональных требованиях к редактору на первое место ставилась идеоло-
гическая бдительность. То, что основу
редактирования должна составлять ра-
бота над текстом произведения, было зафиксировано в нормативных докумен-
тах, действовавших в издательской практике.
Отдавая основное время работе над текстом, редактор не располагал возможно-
стью всерьез заняться книгой в целом, формированием ее аппарата, решением
организационно-управленческих и информационных задач. Планирование его
работы, которое осуществлялось на основе учета количества отредактирован-
ных авторских листов, не стимулировало к этому. Выделение в нормах выра-
ботки основной части рабочего времени редактора на совершенствование ав-
торского оригинала по существу ориентировало его на активное вмешательство
в авторский текст, что нельзя считать правомерным, поскольку это противоре-
чит природе творческого труда, не согласуется с пониманием произведения как
его оригинального результата и ведет к нарушению авторского права.
Проблема совершенствования работы редактора и повышения его роли в редак-
ционно-издательском процессе назрела настолько, что в период так называемой
перестройки, в январе 1988 года, она стала предметом рассмотрения на колле-
гии Госкомиздата СССР. В результате было принято решение, направленное на
радикальное изменение роли редактора во всей деятельности издательства. В
целях повышения роли и ответственности
редактора, расширения его прав и
самостоятельности ставилась задача создания условий для превращения его в
ключевую фигуру издательского процесса. На редактора возлагались функции
"подлинного директора книги", ведущего ее от творческого замысла и поиска
автора через редакционные и типографские этапы к читателю. Наиболее квали-
фицированным редакторам могло быть предоставлено право самостоятельной
подписи подготовленных ими рукописей: "в набор", "в печать", "в свет". В изда-
тельствах предусматривались следующие категории редакторского состава: ве-
дущий редактор издательства; старший редактор, редактор, редактор-стажер,
младший редактор. Было определено, чтобы редактор участвовал в работе изда-
тельского редсовета и его секций, в составе редколлегий библиотек, серий, аль-
манахов. Ему представлялось право быть титульным редактором при составле-
нии сборников; он должен быть готовым к составлению предметных, именных и
других указателей, предисловия, послесловия, комментариев.
Это постановление показало несостоятельность ситуации, при которой редактор
является лишь исполнителем решений, принимаемых без его участия. Кроме то-
го, оно раскрыло возможности редакторского труда и некоторые его направле-
ния. Нужно сказать, что уже в первые годы Советской власти постепенно нака-
пливался уникальный редакторский опыт, который позднее был положен в ос-
нову разработки теории редактирования. В области подготовки и издания про-
изведений художественной литературы примером тому может служить прежде
всего редакционно-издательская деятельность
М. Горького,
В.Я. Брюсова,
А.А. Блока. Остановимся на некоторых аспектах этой деятельности.
|