разнообразен, он изменяется во времени и в зависимости от обстоятельств. От-
сюда вытекает требование всячески повышать оперативность подготовки и вы-
пуска изданий, чтобы успеть с удовлетворением спроса читателя. В маркетинго-
вой политике, направленной на повышение эффективности и рентабельности
книгоиздания в условиях рыночных отношений, нельзя забывать о социальной
роли книги, особенно ее отдельных видов, как средства обучения и воспитания,
как источника культуры и научной информации, в связи с чем должна обеспе-
чиваться ее ценовая доступность для соответствующих категорий (потребите-
лей). Участие редактора в книжном маркетинге обусловливает содержание и ха-
рактер таких его действия, как разработка концепции издания, подбор авторов,
экономические обоснования эффективности (рентабельности) предполагаемого
издания, выбор технологической схемы редакционной подготовки издания,
формирование творческой группы создателей издательского оригинала, работу
на производственном этапе книгоиздания и по реализации книги, оценку эффек-
тивности книги по результатам ее реализации.
По существу все действия редактора по всем направлениям его деятельности
объединяются маркетинговой схемой и опираются на редакторский анализ фак-
торов, обусловливающих подготовку, выпуск и распространение книги. Наибо-
лее отчетливо особенности книжного маркетинга проявляются на уровне от-
дельного издания, применительно к которому осуществляется тщательное пла-
нирование маркетинговой кампании. В плане отражаются направления исследо-
вания рынка, условия создания книги и ее производства, первоначальный тираж
и цена, мероприятия по продвижению книги и рекламе
. Все эти действия все-
сторонне характеризуют редакторскую деятельность в книжном маркетинге как
творческий процесс, имеющий организационно-управленческий, информацион-
ный и творческий характер.
Многоаспектный характер профессиональной и социальной деятельности
предъявляет высокие требования к уровню подготовки редактора и его личным
качествам. Как профессионал, редактор должен обладать цельной, устойчивой
системой знаний предмета деятельности, которая создается последовательным,
систематическим образованием. Творческий профессионализм редактора скла-
дывается на основе широкой высшей общеобразовательной подготовки и знания
специальных дисциплин в области книговедения, издательского дела, теории и
практики редактирования, экономики книгоиздания и автоматизации редакци-
онно-издательских процессов. Редактор должен обладать знаниями современно-
го русского и иностранного языков, истории литературы, логики, отечественной
истории; ему требуются знания основ информатики, научно-информационной
деятельности, книжного маркетинга, теории управления, психологии литера-
турного творчества, научной организации труда, издательско-полиграфической
техники и технологии, художественного и технического оформления и конст-
руирования книги, ее экологии.
Редактору необходима система научных знаний о достижениях мировой и оте-
чественной культуры, о человеке, истории общества; он должен владеть мето-
дами познания и творчества, уметь анализировать и оценивать общественные
|