Достижение соответствия книги читательским потребностям и возможностям ее
использования во многом зависит от структуры книги и в особенности от ее ап-
парата, главная задача которого помочь читателю оперативно и с необходимой
полнотой получить нужную информацию. К сожалению, на практике разработке
аппарата и оснащению им издания уделяется недостаточно внимания. Случает-
ся, что аппарат создается без учета функциональной специфики конкретной
книги. Очень важно, чтобы редактор при его подготовке учитывал, для чего и
кому предназначена книга. Элементы аппарата должны быть такими и в таком
составе, чтобы удовлетворять потребности читателя. Для этого редактору тре-
буется информация об эффективности книги в зависимости от условий ее ис-
пользования. Задача редактора-издателя - организовать качественную подготов-
ку отдельных элементов аппарата.
Круг информационных задач, решаемых редактором, весьма широк. Кроме уже
названных, к ним относятся анализ массивов и потоков изданий, оценка эффек-
тивности работы издательства; обмен информацией с другими издательствами и
координация выпуска изданий; определение круга источников для работы с ав-
торскими оригиналами; библиографическая работа; индексирование изданий;
аннотирование и реферирование; реклама книги. Этой, последней задаче в ин-
формационной деятельности редактора отводится все большая роль. Так же все
большее значение в этой деятельности приобретает или во всяком случае долж-
на приобретать задача формирования и ведения автоматизированного банка
данных, позволяющего обеспечивать информацией процессы подготовки и вы-
пуска книги. Как обязательное условие в информационную задачу редактора
должно входить изучение передового отечественного и зарубежного опыта из-
дательского дела и редактирования.
Редакторские задачи многообразны, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Дей-
ствия редактора при их решении имеют системный характер и в рыночных от-
ношениях могут быть определены понятием книжного маркетинга, в котором по
сути заключена идея создания и выпуска книги с ориентацией на потребитель-
ские интересы читателя.
Когда автор замысливает свое произведение, он в первую очередь думает о том,
чтобы высказаться о пережитом и прочувствованном; изложить свои взгляды и
мысли; поведать обществу о чем-либо, с его точки зрения, новом, что явилось
результатом его, например, научного труда. Читательская аудитория для автора,
исключая, может быть, случаи, когда он, например, выносит на апробацию на-
учные результаты или пишет учебник, не представляется настолько определен-
ной, чтобы он мог точно на нее ориентироваться и учитывать ее запросы. В его
замысле отражаются знание и понимание общественных, человеческих интере-
сов, но пока еще не читательских. Исследование читателя, - именно с этого на-
чинается книжный маркетинг, - с целью выявления его потенциальных потреб-
ностей в книге - задача издательства.
Читатель является хозяином положения в рыночных отношениях и его спросом
определяется, что издавать, какими тиражами, в каком оформлении. Читатель
|