ет цитаты и проверяет другой фактический материал; устанавливает, увязаны ли
ссылки в тексте с рисунками, таблицами и библиографическими справками, за-
нимается обнаружением повторов в тексте; нередко участвует в считке и т.п.
Взятый в нашей стране с конца 1980-х годов курс на демократизацию книгоиз-
дания и усиление роли редактора подтолкнул к пересмотру и перераспределе-
нию ряда задач, которые традиционно были закреплены за редактором. В
Мо-
сковском государственном университете печати (бывший Московский полигра-
фический институт), который является основным и готовит профессиональные
редакторские кадры для книгоиздания, был сделан акцент на подготовку редак-
тора-издателя, способного быть ключевой фигурой редакционно-издательского
процесса в целом. Он является разработчиком и руководителем проекта книги и
несет за него полную ответственность.
От редактора требуется выполнять организационно-управленческие функции на
всех этапах подготовки издания, начиная с формирования потоков изданий, ор-
ганизации и проведения разработки тематических планов. Как ведущий специа-
лист издательства, возглавляющий подготовку издания, редактор должен фор-
мировать соответствующую группу (коллектив) из числа специалистов, прини-
мающих участие в работе над изданием, и руководить всей работой. Он может
быть организатором внедрения новых технологий в редакционно-издательский
процесс. Редактор-издатель должен отвечать за культуру издания. Он несет от-
ветственность за книгу в целом, за ее оснащение элементами аппарата с учетом
характера информации, целевого назначения и читательского адреса, в широком
смысле - с учетом вида и типа издания и его функционального назначения.
В числе организационно-управленческих функций редактора есть и другие, в
которых присутствует информационный аспект. К ним относятся: установление
и поддержание постоянных связей и взаимодействия с производственными
предприятиями, библиотеками, научными, учебными, книготорговыми, общест-
венными организациями (например, обществами книголюбов). Это ориентирует
редактора в общей ситуации, дает ему информацию о читательской аудитории и
ее потребностях. Получаемые сведения он использует для рекламы книг, разъ-
яснения книгоиздательской политики, обсуждения тематических планов, изуче-
ния отзывов о вышедших книгах.
Информационное направление в редакторской деятельности обусловлено спе-
цификой профессии редактора. Без информации невозможно решение управ-
ленческих и маркетинговых задач. Информационные функции редактора опре-
деляются самой природой и сущностью книги как источника и средства переда-
чи информации во времени и пространстве. Создавая книгу и вводя ее в систему
коммуникации, редактор тем самым участвует в информационном процессе. От
того, каковы содержание и форма книги, оснащена ли она аппаратом и каков его
состав и качество, зависит ее информационная эффективность и информацион-
но-поисковые качества, возможности эффективного использования книги чита-
телем (пользователем).
|