Navigation bar
  Print document Start Previous page
 29 of 205 
Next page End  

3. Взнесши в правильную палату, те чтецы и писцы со оною переписною с под-
линного оригинала копиею, оный напечатанный лист прочитав, выправят и ве-
лят еще лист напечатать для правления справщиком.
4. А справщики, выправя, велят подлинные печатать тысячные листы, коликое
число указом повелено будет напечатать завод или два таким же способом, как
и с печатных книг делается. А завод называется 1200 книг"
.
Таким образом, уже в XVII веке уделяется внимание организации подготовки
изданий.
Сохранились материалы, которые позволяют судить о характере процесса под-
готовки печатных книг в
Верхней типографии. Он включал следующие этапы:
создание черновой рукописи, написанной автором - Симеоном Полоцким. Она
представляет собой совокупность новых и ранее написанных текстов. Текст со-
держит большое число исправлений, дополнений, вставок, изъятии. Многие
вставки имеют иллюстративный, пояснительный характер, многие - стилистиче-
ский, есть конъюнктурные, а также дополняющие, уточняющие сказанное опи-
санием более поздних событий и фактов или ссылками на произведения различ-
ных авторов. Отметим, что библиографические списки в сборниках произведе-
ний
С. Полоцкого - богатейшие и во многом уникальные, отражают русские и
зарубежные источники.
Черновую рукопись переписывали писцы. Переписанный текст правил автор и
С. Медведев. Именно этим этапом работы завершены такие рукописные книги
С. Полоцкого, как
"Обед душевный..." и
"Вечеря душевная...". На основе
этих источников были созданы наборные экземпляры в форме рукописных книг
-
"Белые книги", как называл их сам
Сильвестр Медведев. Тексты в них на-
писаны рукой
Медведева и исправлены им самим и
С. Полоцким.
"
Белые книги" прежде всего интересны тем, что в них материально ощутимо
сочетаются рукописная и печатная традиции русской книжной культуры XVII
века, новые, вызванные к жизни развитием типографского дела, формы органи-
ческого их соединения. Сказанное прежде всего относится к шрифту, его рисун-
ку, заставкам, буквицам, всему художественному оформлению, расположению
текста, формам и приемам комментирования.
После
"Белых книг" готовили
корректуры. Затем
печатный экземпляр -
полиграфическую копию "Белой книги".
Таким был редакционно-издательский процесс не только в Верхней типогра-
фии, но и в издательском деле страны в XVII веке. Он сохранился до XIX столе-
тия, а в видоизмененном, преобразованном виде дошел до наших дней. Суть его
в одномоментном существовании рукописной и печатной книги. В духовной
жизни рукописная книга дополняла, а нередко и заменяла печатную (старооб-
рядческая, например). В издательских, типографских процессах она играла роль
Hosted by uCoz