для различных форм обучения и категорий читателей. С точки зрения их редак-
торской подготовки особенно важна выработка принципов подачи материала и
отбора данных для обучения.
Начинается разработка принципов подготовки научных изданий, собраний со-
чинений, рассматриваются особенности справочных изданий, осуществляется
выпуск самых различных календарей. Появляется осознание того, что сущест-
вуют свои особенности чтения у разных категорий читателей. Намечаются пер-
вые шаги в подготовке детской литературы, изданий для женщин.
Изменяется и само издание. Разрабатывается справочный аппарат, формируют-
ся его отдельные его элементы, произведение дополняется иллюстрациями.
В значительной мере расширяется тематика, появляются новые жанры публика-
ций.
Все эти аспекты в дальнейшем продолжат свое развитие, что в конечном счете
приведет к выделению редактирования в самостоятельную сферу деятельности
и будет способствовать профессионализации работы редактора.
Глава 5. Редакторская деятельность в изда-
тельском деле первой трети ХIХ века
§1 Общая характеристика книгоиздания
В начале века редакционно-издательская деятельность развивалась путями,
начатыми в ХVIII веке. В то же время постепенно вырабатывались определен-
ные принципы и подходы к подготовке изданий, которые позднее вывели редак-
тирование в самостоятельный разряд деятельности.
Знаменательно, что в это время понятие
"редактор" закрепляется в словарях.
В "Новом словотолкователе" (СПб., 1806), во "Французском и российском сло-
варе" И. Гейта (М., 1809), в "Новом и истинном толкователе слов" (Харьков,
1817) находим его разъяснение. Так, в первом из названных словарей "редактор"
определяется, как "издатель, уложитель, составщик чего-либо на письме".
Обратим внимание на то, что
редактор отождествляется здесь с
издателем.
По сути, в словаре регистрируется то понимание редактора, которое господ-
ствовало в российском книгопечатании. Далее в том же словаре характеристика
редактора разворачивается в сторону показа его деятельности:"...в литературе
значит того, кто собирает разные материалы, рассеянные по разным книгам в
одну, располагает по порядку и потом издает в своей".
|