ятием литературного произведения, демонстрируя читающей публике те или
иные аспекты произведения.
Именно так воспринимают издания те читатели, к которым они обращены. На-
пример, в дневнике
Л.И. Голенищева-Кутузова от 14 апреля 1836 года нахо-
дим любопытную запись, которая характеризует это отношение, демонстрирует
понимание самой специфики издания и возможностей редактора влиять на его
качество: "Наконец появилось то, что ожидалось с таким нетерпением, -
"Со-
временник"
Пушкина, и с первой же страницы чувствуется отпечаток его ду-
ха; Пир в Петербурге повествует в гармоничнейших стихах о пире, устроенном
Петром Великим не в честь победы и торжества, рождения наследника или име-
нин императрицы, но в честь прощения, оказанного им виноватым, которых он
обнимает, - стихи звучат по-пушкински... Не распространяясь уже о стихе, сама
идея стихотворения, прекрасна, это урок, преподанный нашему дорогому и ав-
густейшему владыке - без всякого вступления, предисловия или посвящения
журнал начинается этим стихотворением, которое могло быть помещено и в се-
редине, но оно в начале, и именно это обстоятельство характеризует его"
.
В то время эта читающая публика, к которой обращен
"Современник", от ли-
тературы ожидала прежде всего идейности, постановки важнейших обществен-
ных злободневных проблем. Видимо, многие читатели того времени присоеди-
нились бы к мнению А.И. Тургенева, который в ответ на письмо Вяземского от
8 апреля 1836 года пишет: "... как-то странно будет, если Пушкин совершенно
исключит этот элемент (политику - С.А.) из своего
"Современника": литера-
тура без политики не будет уже современной нам литературой"
.
Деятельность
Пушкина повлияла на развитие редактирования и в более об-
щем плане. Его статьи содержат требования к произведениям литературы, фор-
мируют критерии их оценки.
В своих литературно-критических работах Пушкин раскрыл многие характери-
стики литературных произведений, которые не утратили своего значения и для
современной редакторской деятельности. Так, в литературной критике он видел
выражение общественного мнения. Он рассматривал литературно-критические
выступления как средство руководства развитием литературы и как средство
воспитания читателя. Он считал, что критик должен обладать независимостью
мнения, ученостью, начитанностью, уважением к преданию, осмотрительно-
стью, зрелостью
. Критик должен опираться не на свои пристрастия. Он дол-
жен иметь широкие литературные познания, руководствоваться своими внут-
ренними убеждениями, коренными законами художественного творчества.
Пушкин считал, что критика призвана "открывать достоинства и недостатки в
произведениях искусства и литературы", основываясь на "современном знании
правил, коими руководствуется художник или писатель в своих произведениях,
на глубоком изучении образцов и на деятельном наблюдении современных за-
мечательных явлений"
.
|