Поскольку редакторы вынуждены были работать под постоянным жестким кон-
тролем цензуры, отбор произведений приходилось осуществлять прежде всего
исходя из требований цензуры. Теперь издатель не мог собрать вокруг своего
издания определенную группу литераторов, которых объединяла общая соци-
альная позиция. Редакторы печатали те материалы, которые могли пройти цен-
зуру. А литераторы предлагали свои произведения тем издателям, кто готов был
их печатать, не учитывая общего направления журнала. Это приводит к тому,
что журналы теряют свое социальное значение. Когда-то острая полемика меж-
ду ними по самым горячим вопросам современности переходит в сферу мелких
незначительных споров по поводу конкретных недочетов и погрешностей пуб-
ликаций или работы сотрудников. Резко снижается уровень журнальной крити-
ки, которая затрагивает преимущественно узкоспециальные вопросы эстетиче-
ского плана. Жанр
литературного обзора преобразуется в
библиографиче-
скую хронику. Распространение получает
жанр литературного фельетона, ко-
торым заменяют критические разборы и серьезные рецензии. Изменяется со-
держание отделов науки. Социальные, экономические проблемы уступают ме-
сто узкоспециальным практическим вопросам.
Утрачивает на время свои позиции и
"Современник"
Некрасова. Только в
60-е годы, когда сотрудничать с "Современником" стали
Н.Г. Чернышевский
и
Н.А. Добролюбов, журнал снова становится одним из самых ярких изданий
своего времени.
§3 Вклад В.Г. Белинского в теорию редактиро-
вания
В трудах В.Г. Белинского рассматриваются собственно
издания и
произ-
ведения литературы. Он создал целое учение о
журнализме, рассматривая
журнал как вид издания, обосновал специфику подготовки
собраний сочине-
ний. В работах критика поднимаются вопросы о целях и задачах печати в Рос-
сии, о характере журнала и его отделов, о разновидностях периодических изда-
ний и отличии журнала от газеты, о типах статей, методах организации и спосо-
бах изложения материала, языке и стиле газетных статей.
Большое значение придавал
Белинский деятельности журналов и журнали-
стов. Он писал: "Из уст журнала не должно исходить слово праздно... Журна-
лист делает преступление, помещая в своем журнале статью, в помещении ко-
торой не может дать отчета"
.
Выше говорилось, что ведущую роль 1840-х годов в российском издательском
деле играли журналы.
Белинский писал по этому поводу: "Как ни мало теперь
у нас журналов, но все больше, чем книг".
В статье
"Ничто о ничем, или Отчет г. издателю "Телескопа" за последнее по-
лугодие (1835) русской литературы" ("Телескоп". - 1836. - ¹1-4), которая яви-
|