становится уязвимым для духов, которые принимают внешность любимых, во время его сна занимаются с
ним любовью и входят в его тело. У «одержимого появляются симптомы психических расстройств, таких
как депрессия, частичное затмение сознания и боязливость. Хотя мы можем не соглашаться с объяснениями
семаи, их поведение подтверждает тезис, что когнитивный процесс играет роль важного промежуточного
звена в реакции на фрустрацию. Если в какой-то культурной традиции принято, что фрустрация должна
вызывать страх, а не гнев, то препятствия на пути к цели не будут предпосылкой агрессии.
Эмпирической иллюстрацией роли когнитивных факторов явился эксперимент Паркера и Роджерса (Parker
& Rogers, 1981), в котором изучалось влияние фрустраций на избирательность внимания и запоминание
примеров агрессивного поведения, а также воспроизведение агрессивных действий. Ученики начальной
школы выбирали игрушку, которая должна была быть их наградой за победу в игре. В варианте
«фрустрация» детям не давали выиграть (в конце эксперимента им давалась еще одна попытка, и они
«выигрывали» понравившуюся игрушку). В другом варианте испытуемые выигрывали и получали награду.
Часть школьников затем смотрела подряд два фильма, в которых два мальчика играли с детским
конструктором. В первом фильме они сотрудничали, помогая друг другу собирать игрушечный грузовик, во
втором фильме мальчики вели себя агрессивно, мешая друг другу. Экспериментатор фиксировал время, в
течение которого школьники наблюдали примеры агрессии и сотрудничества. Предположения Паркера и
Роджерса подтвердились: предварительно фрустрированные дети дольше смотрели на пример агрессии, а
дети из группы «без фрустрации» на пример сотрудничества.
Затем для изучения реального агрессивного поведения исследователи записывали на видео, как
испытуемый в той же комнате играл в конструктор с незнакомым мальчиком (помощником
экспериментатора). Через две минуты после начала игры экспериментатор возвращался и просил
испытуемых сообщить, запомнилось ли им что-нибудь из увиденных фильмов. Последующий анализ
видеозаписей выявил, что предварительно фрустрированные мальчики совершали больше агрессивных
действий (например, мешали помощнику экспериментатора), чем те, кто фрустрирован не был.
Фрустрированные школьники также лучше нефрустрированных запомнили агрессивные действия в
фильмах. В итоге Паркер и Роджерс продемонстрировали, что фрустрация влияет не только на агрессивное
поведение, но и на процессы внимания и фиксации. Если конкретизировать высказывание, то исследователи
установили, что запоминание агрессивных действий из фильма было необходимым условием
возникновения агрессивного поведения. Данный эксперимент, следовательно, подтверждает тезис, что
когнитивные процессы являются важным промежуточным звеном в зависимости «фрустрация агрессия».
Как показано на рис. 4. 4, «предварительная фрустрация повышает вероятность того, что люди будут
обращать внимание на агрессивные действия, запоминать их и, как следствие, осуществлять» (Parker,
Rogers, 1981).
|