впечатление (Felson, Ribner & Siegel, 1984). Во-вторых, жертва, для которой отрицать факт причинения
морального или физического ущерба не имеет смысла, но которая не хочет оказаться в роли проигравшего,
может попытаться вернуть свое доброе имя с помощью возмездия (Worchel, Arnold & Harrison, 1978). И
наконец, стремление произвести впечатление может рассматриваться как общая тенденция отвечать на
нападение эквивалентной реакцией (Donnerstein & Hatfield, 1982; Hammock, Rosen, Richardson & Bernstein,
1989; O'Leary & Dengerink, 1973). Отвечая «ударом на удар», человек будет выглядеть в глазах окружающих
справедливым и честным, а это позитивный образ.
Обучи и Камбара (Ohbuchi & Kambara, 1985) утверждают, что, согласно теории мести как способа не
уронить свое достоинство в глазах других, на реакцию жертвы должно влиять, осознает ли нападающий,
как, успешно или нет, завершилась начатая им атака. Если преднамеренная атака закончилось для
нападающего неудачей, уровень агрессии, адресованной «палачу», должен быть выше, если «палач» не
знает о своем промахе. Для проверки этого предположения исследователи пригласили японских студенток
участвовать в эксперименте, включающем уже известную вам процедуру «учительученик». В случае,
когда экспериментальные условия подразумевали «физическое воздействие высокой интенсивности»,
ученицы-испытуемые видели сигнал обратной связи, показывающий, что испытуемая, игравшая роль
учительницы, намерена выбрать разряд очень высокого напряжения. Однако часть испытуемых на самом
деле получала слабый разряд. Перед тем как поменяться ролями (эта ситуация дала бы им возможность
поквитаться), испытуемым говорили, что по условиям завершившейся стадии экспери-
142
мента сообщение о мощности разряда и реальная мощность были прямо противоположны. Половину
испытуемых убеждали в том, что «учительница» тоже узнала об этой обратной зависимости. Как и
предполагалось, испытуемые выбирали разряды меньшей мощности для той «учительницы», которая
осознала, что интенсивность физического воздействия неожиданно оказалась низкой, а не той, которая
якобы оставалась в убеждении, что сумела причинить физический ущерб. Эти результаты подтверждают
жизнеспособность трактовки ответной агрессии как способа не уронить свое достоинство в глазах других,
так как испытуемые, знавшие, что обидчице известно о неудачной атаке, не приобретали образ,
рассматриваемый другими как негативный (образ проигравшей), который нужно было бы менять. Кроме
того, жестокая месть кажется несправедливой, когда и жертве, и обидчице известно о низкой интенсивности
изначального физического воздействия.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЪЕКТА АГРЕССИИ: ПОЛ И РАСА ОБЪЕКТА КАК ПРЕДПОСЫЛКИ
АГРЕССИИ
Мы уже знаем, как поведение и намерения потенциального объекта агрессии могут влиять на поведение
агрессора. Ничего удивительного нет в том, что люди склонны мстить, считая, что кто-то причинил им вред
или хотел это сделать. Но верно также и то, что агрессивные намерения нападающего могут быть
обусловлены простейшими физическими характеристиками потенциальной жертвы. В этом разделе мы
рассмотрим результаты экспериментов, показывающих, как пол и раса объекта могут влиять на
актуализацию агрессивных реакций.
|