ПОДСТРЕКАТЕЛЬСТВО СО СТОРОНЫ ОКРУЖАЮЩИХ КАК ПРЕДПОСЫЛКА АГРЕССИИ
До сих пор мы рассматривали то, каким образом поведение и характеристики жертвы предопределяют
агрессивную реакцию. В этом разделе мы продолжим изучать влияние социального окружения, а также
рассмотрим социальное влияние других людей, а не потенциальной жертвы.
Третья сторона люди присутствующие, но не являющиеся ни агрессором, ни жертвой может повлиять
на агрессивные взаимодействия множеством способов. Например, третья сторона может обладать властью и
приказать одному человеку причинить вред другому. Менее авторитетная третья сторона может влиять на
агрессию простым подстрекательством или «подначиванием» агрессора или его жертвы. Как это ни
удивительно, даже простое присутствие другого человека, который не распоряжается и не подстрекает,
может повлиять на взаимодействие конфликтующих.
ПРИКАЗ ЕСТЬ ПРИКАЗ: ПОДЧИНЕНИЕ ВЛАСТИ
Вообразите, что вы идете по улице, но вдруг вас останавливает абсолютно незнакомый человек и вручает
вам заряженный пистолет, требуя выстрелить в кого-то, поставленного с завязанными глазами к стенке. Что
вы сделаете? По всей вероятности, откажетесь: действительно, пока незнакомец будет требовать и
убеждать, вы запросто сможете убежать и позвать на помощь, чтобы задержать этого явно сумасшедшего
гражданина. Но теперь представьте себе несколько иные обстоятельства. Вы солдат, а тот, кто дает вам
пистолет, генерал в мундире со всевозможными регалиями. Как вы поступите в этом случае? Вполне
вероятно, что подчинитесь и расстреляете человека, которого никогда прежде не видели.
148
Эти гипотетические примеры заставляют обратить внимание на то, как прямые приказы представителя
власти могут влиять на развитие и течение агрессивного поведения. Совершение большого количества
агрессивных действий особенно полицейскими, солдатами, моряками и летчиками является
следствием приказов начальства, а вовсе не провокаций жертвы и фрустраций (Haritos-Fatouros, 1988).
Такое деструктивное и бездумное повиновение никого не удивляет. В конце концов, за приказами
скрывается весомость служебного положения и вся мощь государства. Более неожиданно, однако, то, что
даже лица, не облеченные реальной властью и просто использующие некоторые ее внешние атрибуты,
зачастую способны заставить других вести себя жестоко и разрушительно. Наиболее систематические и
сенсационные исследования по этой теме были проведены Милгра-мом и его коллегами в серии широко
известных экспериментов (Milgram, 1963; 1965а, Ь; 1974). Для изучения способности не самого
авторитетного представителя власти побудить индивидуумов к антисоциальным жестоким действиям
Милграм (Milgram, 1963) разработал простую, но хитроумную процедуру. Испытуемым говорили, что они
участвуют в исследовании, посвященном влиянию наказания на обучаемость. Затем им предлагали
наказывать ударом тока «ученика» (на самом деле помощника экспериментатора) каждый раз, когда он
допустит ошибку в учебном задании. Мощность разряда устанавливалась посредством переключателей, и
участников инструктировали следовать простому правилу: после каждой ошибки «ученика» увеличивать
мощность разряда на один пункт. Тридцать делений, обозначающих возрастающее напряжение в вольтах,
были отмечены словами и цифрами. На рис. 4. 9 воспроизведены надписи на панели управления. Было
|