Navigation bar
  Print document Start Previous page
 150 of 273 
Next page End  

180
«Общепринятое» объяснение воздействия масс-медиа сталкивается с некоторыми противоречиями.
Литература подобного толка концентрируется в основном на рассмотрении когнитивных процессов, что
позволило бы понять, каким образом масс-медиа могут стимулировать агрессивное поведение (Berkowitz,
1984; Bushman & Geen, 1990; Geen & Thomas, 1986). Согласно теории когнитивных неоассоциаций
(Berkowitz, 1984), «то, как люди реагируют на прочитанное, услышанное или увиденное, зависит в
основном от их интерпретации этого сообщения, идей, заложенных в нем, и мыслей, им пробуждаемых». В
сущности, теория предполагает, что воздействие масс-медиа объясняется праймингом — активацией
специфических воспоминаний в памяти. Показываемое в средствах массовой информации насилие может
пробудить соответствующие мысли и идеи. Эти мысли затем могут «актуализировать конкретные эмоции и
даже специфические тенденции поведения». Все эти процессы считаются более-менее автоматическими, не
подверженными когнитивному или эмоциональному контролю.
Данная теоретическая концепция была проверена в исследовании Бушмана и Джина (Bushman & Geen,
1990). Испытуемые смотрели один из пяти фильмов, диапазон сюжетов которых был довольно широк — от
киноленты «Бдительность» («The Vigilante»), состоящей из сцен безжалостных убийств и
членовредительства, до эпизодов из сериала «Даллас», где семья обсуждает текущие события
181
деловой и общественной жизни. Затем их просили перечислить мысли, которые пришли им в голову во
время просмотра кинофрагмента, и оценить фильм по нескольким показателям (включая шкалу «насилие»).
Как и ожидалось, исследователи обнаружили, что вместе с ростом уровня насилия, демонстрировавшегося
на киноэкране, мысли, навеянные им, становились более агрессивными, а оценка по шкале «насилие»
возрастала.
Еще одну иллюстрацию эффекта прайминга получили Берковитц и Алиото (Berkowitz & Alioto, 1973). Они
показывали мужчинам-испытуемым киноролик о боксе или об американском футболе. Затем половина
каждой группы слышала комментарий, где особенно подчеркивали злость, охватившую победителей или
проигравших, и их желание набить морду противнику (агрессивная интерпретация). Другой половине
говорили, что соревновались профессионалы, не испытывающие эмоций и просто работающие на победу
(вариант неагрессивной интерпретации). Как показано на рис. 5. 7, испытуемые в обеих группах
«агрессивной интерпретации» для наказания ранее рассердившего их ассистента экспериментатора
удерживали палец на кнопке механизма, генерирующего электрические разряды, в течение более
длительного времени, чем испытуемые из групп «неагрессивной интерпретации»; количество посланных
разрядов у испытуемых из первой группы тоже было большим.
В своем обзоре литературы по проблеме кратковременного воздействия сцен насилия в масс-медиа
Берковитц (Berkowitz, 1974) выделил следующие факторы, влияющие на вероятность того, что насилие в
масс-медиа будет способствовать агрессии:
1. Увиденное кажется наблюдателю проявлением агрессии — «Агрессия присутствует в мыслях зрителя, и
кино их не пробуждает, если зритель не считает агрессией то, что видит».
2. Зритель отождествляет себя с агрессором — «у зрителя, отождествляющего себя с агрессором из фильма,
будут... возникать мысленные образы, тем самым подталкивая его к агрессии».
3. Потенциальный объект агрессии ассоциируется с жертвой агрессии в фильме — как это имело место в
некоторых исследованиях Берковитца (Berkowitz & Geen, 1967; Donnerstein & Berkowitz, 1981).
4. Наблюдаемые события должны выглядеть «реальными» и быть захватывающими — зритель «особенно
склонен поддаваться влиянию, когда захвачен сюжетом и представляет, что сам ведет себя аналогичным
образом».
Hosted by uCoz